Mens nihil sub aeternitatis specie concipit, nisi quatenus sui corporis essentiam sub aeternitatis specie concipit, hoc est nisi quatenus aetern est. Adeoque quatenus aeterna est, Dei habet cognitionem, quae quidem cognitio est necessario adaequata; ac proinde mens quatenus aeterna est, ad ilia omnia cognoscendum est apta, qua ex data hac Dei cognitione consequi possunt» (Spinoza, Ethica, V, 31)
«Душа представляет что-либо под формой вечности, только представляя под формой вечности сущность своего тела, т. е. лишь постольку, поскольку она вечна. А потому, поскольку она вечна, она обладает познанием Бога, и это познание необходимо
адекватно; и, следовательно, душа, по-скольку она вечна, способна к познанию всего того, что может вытекать из этого познания Бога...»
«Этика» была опубликована в 1677 году после смерти Спинозы. В ней он утверждал, что желание есть самая сущность человека, следовательно, его важнейшее качество — разумный эгоизм: «первая и единственная основа добродетели или правильного образа жизни есть искание собственной пользы» (Википедия).
Спиноза же был голландским евреем, изгнанным за свои еретические взгляды из общины (сомневался, например, Моисей был автором всего Пятикнижия, утверждал, что определенные части Библии написаны после смерти Моисея другим автором). Он зарабатывал на жизнь шлифовкой линз и написал очень много философских, естественнонаучных, политических произведений, основные из которых помимо «Этики» «Богословско-политический трактат», «Принципы философии Рене Декарта», «Трактат о радуге», «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве», «Политический трактат»
Использование выражения в литературе
— «Пошло страшное попоище; начались песни, хохот, остроты, пойло пенное, пойло пуншевое, пойло пивное. – Что ты делаешь? – Всё пустяки в сравнении с вечностью!.. Как что делаешь? Мы вопросы современные решаем… Слушай, вон в углу кричит: ты думаешь, тут что-нибудь спроста? Нет, это он о Суэзском перешейке валяет!» (Помяловский «Молотов»)
— «…Перед нами точно не живые люди, которые вот теперь же, сейчас хотят бороться за республику, а какие-то одеревенвшие мумии, которые sub specie aeternitati рассматривают вопрос с точки зрения plus quam perfectum» (Ленин «Две тактики социал-демократической революции…»)
— «Хорошо нам здесь рассуждать об этом sub specie aeternitatis… Впрочем, я умею отделять человека от его диалектики; я уверен, что вы забыли бы все ваши теории перед грудами трупов, перед ограбленными городами, оскорбленными женщинами» (А. Герцен «С того берега»)
— «Светлый исторический момент с точки зрения вечности и бесконечности, разумеется, столь же ничтожный, как и все прочее, так обильно напоял наши души, что мы смело могли противопоставить свой внутренний мир миру физической безмерности» (Н. К. Михайловский «Н. В. Шелгунов»)
— «Все в жизни одинаково ничтожно, жалко и ненужно с точки зрения вечности» (В. В. Вересаев «Да здравствует весь мир!»)