Впервые в истории термин «Священная война» прозвучал в Древней Греции. Было всего четыре Священных войны ((596—586, около 448, 355—346, 339—338 до н. э.), в которых один союз племен или городов защищал святилище своих божеств от другого союза. И хотя причинами войн были сугубо земные конфликты, например, первая Священная война была вызвана намерением гавани Кирры, расположенной неподалеку от Дельф, взимать пошлины с идущих к Дельфам паломников, что нарушало священные права граждан на свободное посещение святилища, от этого «священными» войны зваться не переставали
В летописи России выражение «Священная война» связано с названием песни, написанной поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым в первые дни Великой Отечественной войны. Согласно канонической версии 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила песню. Критики считали, что Лебедев-Кумач выдал за свои стихи текст, написанный ещё в годы Первой мировой войны учителем словесности из Рыбинска А. А. Боде. А Александров написал «Песню о Климе Ворошилове» с похожей (??) мелодией ещё в 1938 году
Но разве всё это важно? Главное то, что само выражение «Священная война» и слова песни «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой», «Дадим отпор душителям всех пламенных идей», «Пусть ярость благородная вскипает, как волна» стали крылатыми
Использование выражения в литературе
— «Запомнился, уже в конце войны, на территории врага, великолепный белый с золотом рояль в каком-то брошенном хозяевами поместье. На этом рояле он играл ту прекрасную, незабвенную песню: «Священная война» (И. Грекова «Фазан»)
— «Там едва-едва закончился, еле переведя дух, восемнадцатый век. В ближайшие десять лет ожидается французское нашествие и священная война 1812 года. Точатся вилы, во всеоружьи ― мотыги. В полном ходу Наполеон. За плечами каждого сорокалетнего уже множество различных, зачастую и непересекающихся жизней» (Валерий Володин «Повесть врЕменных лет»)
— «Семнадцать ноль-ноль. Все студийное начальство собирается на технический обговор будущей недели. Это не просто совещание. Это священная война за права своего подразделения. Туда собираются все. Директор службы новостей ― не исключение. Не придешь ― оторвут одну камеру, или урежут дополнительный монтаж, или еще какую пакость подстроят» (Елизавета Козырева «Дамская охота»)