Фраза стала крылатой благодаря художественному фильму 1966 года рождения «Волшебная лампа Аладдина» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, режиссер Б. Рыцарев, авторы сценария В. Виткович, Г. Ягдфельд) Первоисточником словосочетания «в Багдаде все спокойно» выступает подпись триптиха художника В. Верещагина «На Шипке всё спокойно». «На Шипке всё спокойно» — это три картины, объединенные одним сюжетом. Они рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-Турецкой войны (1877–1878). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии
Шипкинский перевал
После перехода русской армии через Дунай во время Русско-Турецкой войны за осовбождение Болгарии от турецкого ига, было решено овладеть проходами через Балканский хребет для дальнейшего движения вглубь Турции. 7 июля 1877 года был занят Шипкинский перевал. Он идёт по узкому отрогу главного Балканского хребта. Параллельно этому отрогу с востока и запада тянутся горные кряжи, господствующие над перевалом. Выгода позиции, занятая русскими войсками на Шипке, состояла лишь в её малодоступности. При этом она постоянно подвергалась на всём протяжении перекрёстному огню с соседних господствующих высот, не представляя ни естественных прикрытий, ни удобств для перехода в наступление. Но в силу стратегических требований, необходимо было во что бы то ни стало удерживать первал. Оборона Шипки или Шипкинское сидение продолжалось до начала января 1878 года. Особенно плохо пришлось русским с наступлением холодов. Три полка 24-й дивизии в короткое время буквально растаяли от болезней. С 5 сентября по 24 декабря в шипкинском отряде выбыло из строя убитыми и ранеными около 700 человек, а больными — до 9,5 тысяч. При этом генералы регулярно телеграфировали «на верх» «На Шипке все спокойно»
Балканская серия
С началом боевых действий в апреле 1877 года Василий Верещагин добровольно уехал на фронт, где находился вплоть до их окончания. Итогом наблюдений и личного участия в боях стал так называемый Балканский цикл или Балканская серия из 30 картин. Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах. В 1881-1891 годах она демонстрировалась во многих городах Европы и Америки, и лишь дважды в России — в 1880 году в Петербурге и в 1883 — в Москве и Петербурге. Реакция русских властей на картины была негативной: позицию художника посчитали «протурецкой». Особенно окружение императора раздражили неприкрыто саркастичные названия (например, триптих «На Шипке все спокойно», изображающий часового солдата, замерзающего насмерть).
Для Верещагина было важно передать всю серию целиком, но ему не удалось договориться с Павлом Третьяковым о цене, потому что Третьяков, как и большинство интеллигенции того времени, был настроен патриотически и славянофильски. Сложное положение вынудило художника устроить аукцион, в результате которого часть картин попала в руки разных коллекционеров, но большинство полотен все-таки приобрел Третьяков
Использование выражения «в Багдаде всё спокойно» в литературе
— «Может, и нет там никакой войны? Так, сказки… По телику вообще ничего такого не говорят. Мол, в Багдаде все спокойно. ― Может, и нет. Приедем, увидим. Говорят, там черные зарплату отбирают» (Д. С. Филиппов «Билет в Катманду»)
— «Дракон сцепился со змееловом. Черные наступают. Белые отступают. Если бы не эти досадные обстоятельства, было бы в Багдаде все спокойно. А пока ― война, две тысячи лет ― война» (Анна Миркес «Углубляющие танцы»)
— «И тут же затаился на полу в ожидании размеренного «бу-бу-бу», которое подтвердило бы, так сказать, что в Багдаде все спокойно» (Дмитрий Каралис «Случай с Евсюковым»)