Происхождением выражение обязано эпизоду истории Древнего Рима, когда в войне с галлами в 390 году до н. э. Рим потерпел поражение. Вот как описал его последствия историк Тит Ливий в «Истории Рима с его основания»
"Тогда состоялось заседание сената, и военным трибунам дано было поручение вступить в переговоры о мире. Вслед за тем на переговорах между военным трибуном Квинтом Сульпицием и галльским вождем Бренном состоялась сделка, и народ, которому предстояло вскоре повелевать целым миром, оценен был в тысячу фунтов золота. К постыднейшей уже самой по себе сделке прибавилось еще новое унижение: гири, принесенные галлами, были неверны; когда трибун стал возражать против этого, нахальный галл прибавил еще к гирям свой меч, и римлянам пришлось выслушать тягостные слова: Vae victis («Горе побежденным!»)
(книга V, глава 48)
Использование фразеологизма в литературе
— «Этот аргумент ясно показывает, насколько поклонение грубой силе, составлявшее существенную черту национального характера тех племен, которые создали европейскую цивилизацию, живет и по сие время в сознании каждого потомка древних галлов и германцев. Галльское «vae victis!» и германский вандализм, систематизированные и углубленные традициями римской солдатчины, ― выступают здесь во всей красе, хотя и прикрытые маской объективной научности» (Н. С. Трубецкой «Европа и человечество»)
— «В ней нет ответа, обязывающего к радостной покорности. Она бьет, уничтожает человека ― но она не называет себя разумной, не требует себе благодарности, ей ничего не нужно, ибо она бездушна и бессловесна. Ее можно признавать и вместе ненавидеть. Удастся справиться с ней человеку ― он прав; не удастся ― vae victis» (Л. И. Шестов «Творчество из ничего»)
— «Вдумываясь трезво, твердо и ― насколько моей натуре доступно ― честно, я остановился на том, что, если не для себя, то для детей мне необходимо жениться (vae victis)» (Ал. П. Чехов «Письма Антону Павловичу Чехову»)
— «Атаман Краснов заявил 630: «Недоверие, выраженное генералам Денисову и Полякову, принимаю на себя, как верховный вождь Донской армии. Да, я знаю ― горе побеждённым! Мы побеждены болезнью, которая разъела нашу армию…» (А. И. Деникин «Очерки русской смуты»)
— «Великодушное спасение человеческих жизней не в ваших принципах. Горе побежденным! Они вам больше не нужны! Еврейских рабочих, интеллигентов, ремесленников, бегущих от фашистского варварства, вы равнодушно предоставили гибели, захлопнув перед ними двери нашей страны, которая на своих огромных просторах может гостеприимно приютить многие тысячи эмигрантов» (Н. Н. Берберова «Железная женщина»)