Томас Гоббс, автор выражения «Война всех против всех»

Вellum omnium contra omnes означает в переводе война всех против всех. Выражение принадлежит английскому философу Томасу Гоббсу (5 апреля 1588 года — 4 декабря 1679), употребившему его в написанном на латыни труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 год)

Люди равны от природы. Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей…. Из-за равенства проистекает взаимное недоверие… Из-за взаимного недоверия — война… При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» («Левифиан», глава 13)

В своих рассуждениях Гоббс исходил из того, что человек изначально грешен: эгоистичен, коварен, непостоянен. Свои потребности, желания ставит выше потребностей и желаний ближнего, потому ему нужен строгий господин, силой вводящий человеческое себялюбие в рамки закона. Иначе война — война всех против всех, результатом которой окажется полное исчезновение человечества. Таким господином может быть только государство

Цель государства — главным образом обеспечение безопасности…При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны (всех против всех), являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов («Левифиан», глава 17)

Однако не Гоббс первым высказался о «войне всех против всех», ведущейся в человеческом обществе. Он лишь повторил мысль древнегреческого философа Платона (427 — 347 годы до н. э.), высказанную им в трактате «Законы»

«Афинянин: Бог или кто из людей, чужеземцы, был виновником вашего законодательства?
Клиний: Бог, чужеземец, бог, говоря по правде. Все это у нас приспособлено к войне, и законодатель, по-моему,
установил все, принимая в соображение именно войну… Он заметил, я думаю, неразумие большинства людей, не понимающих, что у всех в течение жизни идет непрерывная война со всеми государствами. Если же на войне, во имя безопасности, следует иметь общий стол и надо, чтобы стражами были какие-то начальники и их подчиненные, люди организованные, то именно так надо
поступать и в мирное время. Ибо то, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами. …Так как никакое достояние, никакое занятие,
вообще ничто не принесет никому пользы, если не будет победы на войне: ибо все блага побежденных достаются победителю.
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый — сам с собой» («законы», книга I)

Использование выражения в литературе

    «Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца и не говорит со мною; вы ненавидите мужа и открыто презираете свою мать; я нудная, тоже раздражена и сегодня раз двадцать принималась плакать. Одним словом, война всех против всех. Спрашивается, какой смысл в этой войне, к чему она?» (А. П. Чехов «Леший»)
    «При господстве таких чувств малочисленному вначале человечеству, слабо размножающемуся сравнительно с большинством других животных, грозила бы скорая погибель, если бы война всех против всех не встречала противовеса в родовой связи, коренящейся в материнском инстинкте, развивающейся посредством семейных чувств и отношений и закрепляемой в религии предков» (В. С. Соловьев. Оправдание добра»)
    «Началась война всех против всех, русский народ в братоубийственной войне стал истреблять друг друга» (В. В. Шульгин «По поводу одной статьи»)
    «На этом пути противопоставления себя другим и эгоизма неизбежно должна была начаться и началась война всех против всех, должно было появиться и появилось стремление любыми способами добиться добра для себя, отъединиться от других» (Б. Б. Вахтин «Человеческое вещество?»)

Ещё статьи