И это неудивительно, ведь сегодня мы знакомы лишь с гороховым супом, иные ещё видели вживую стручок. Между тем, на Руси, из этого продукта готовились различные яства, от пирогов и сыра, до похлёбок и киселей. Горох ели во всех видах: пареный, тёртый, жареный, печёный и т.д. К тому же, жёсткие маленькие плоды использовались для наказания школьников. В общем, с горохом были знакомы все.
Мальчишки воровали аппетитные стручки на чужих огородах. Вот и проясняется цель кидания гороха об стенку – дети во все времена любили поиграть с едой.
Но забава – это не единственный повод бросать горошины. Учитывая огромную сферу надобности продукта, русским женщинам доставался исполинский объём работы – отшелушить каждую съедобную бусинку, а количество стручков измерялось мешками. Если чистить всё пальцами, деятельность становится уж слишком кропотливой и не оставляет времени на другие занятия. Поэтому изобретательный русский ум нашёл выход – кидать зернобобовые плоды об стену. При ударе верхняя лузга отслаивалась, и горошины бойко отскакивали обратно. Процедуру можно было повторять многократно.
При такой масштабной очистке стоял характерный шум, сравнимый со звуками, что издают мячики для пинг-понга, бьющиеся об стену.
Таким образом, история происхождения фразеологизма берёт своё начало в процессе обработки популярного продукта. Женщины, насмотревшись за день на скачущие горошины, сравнивали с непробиваемой стеной своих нерадивых чад, а стремительный горох – со своими речами. Дескать, ни одна полезная мысль в голову ребёнку не попадает, всё без толку. Впоследствии, выражение приобрело широкую популярность.
Есть иная форма высказывания: «Ему говорить, что в стену горох лепить». Появление этой пословицы обусловлено всё той же историей – горох не липнет к стене, как сформулировал В. Даль: «не льнёт».
Что означает?
1. Фразеологизм «бить баклуши»?
2. Выражение «тянуть канитель»?