У этого фразеологизма история очень даже интересная. Своими корнями она восходит еще к Ветхому Завету. Именно там (Левит, 16) описан ритуал, практиковавшийся в иудаизме. Назывался он по-разному. Есть сведения, что ритуал был известен, как «Азазель». По другим данным – «козлоотпущение». Проводилось сие действие во время праздника, известного, как Йом Кипур. Начиналось с того, что в Иерусалимский храм доставляли двух козлов одной масти. По выбору Первосвященника, который предварительно бросал жребий, одного козла приносили в жертву, сжигая на огне. На второго козла Первосвященник как бы символически переносил грехи, совершенные всем иудейским народом. Он возлагал руки к его голове, позже к нему поочередно прикасались собравшиеся, перенося свои грехи на животное. Затем, из одних источников известно, что второго козла просто отпускали в пустыню. Отсюда и идиома – «козел отпущения». По данным других источников – козла отводили в Иудейскую пустыню, после чего животное сбрасывали со скалы, называемой «Азазель», в глубокую пропасть.
В христианском учении о боге нередко можно встретить интерпретацию, согласно которой под «козлом отпущения» понимается Иисус Христос, пожертвовавший собой ради жизни других людей, желая принести искупление грехов. Однако некоторые видят в этом прообразе Сатану. Их позиция строится исходя из того, что Сатана должен понести страшные наказания за свои злодеяния в качестве первоисточника греха, распространившегося на земле.
Как бы там ни было, но обряда больше нет, а выражение кочует до сих пор.