Предположение о неизбежном крахе западной культуры возникло у Шпенглера под влиянием участившихся военных столлкновений Англии, Германии и Франции в колониях. Первый, наиболее популярный у публики, том книги был закончен в 1914 году, но Мировая война помешала его изданию. Он пришел к читателю только в 1918 году
«Закат Европы» – биография всемирной истории. Но пониманию истории, как нанизываемых на линейно выпрямленное время Древнего мира, Средних веков и Нового времени, Шпенглер противопоставляет циклическое понимание, согласно которому каждая культура представляет собой некий замкнутый в себе организм, проходящий между рождением и смертью стадии детства, юности, зрелости и старости. Каждой культуре Шпенглер отводил времени в 1200-1500 лет. В течение этого срока происходит перерождение культуры в цивилизацию. Цивилизация же — это обездушивание жизни, её интелектуализация, переход от творчества к спорту, от литературы к варьете, от героев к инженерам. То есть развитие рультуры — это восхождение жизни, появление цивилизации — нисхождение, умирание.
Культуры по Шпенглеру
- Египетская
- Индийская
- Вавилонская
- Китайская
- Греко-римская
- Майя
- Византийско-арабская
- Западноевропейская
- Русская
Шпенглер считал, что единой линии развития культур, их преемственности не существует и каждая культура не может быть понята другой культурой. Культуры существуют одновременно, а не «до» и «после». Во втором томе, который был опубликован в 1922 году, Шпенглер дополнил синхронное описание культур разворачиванием единного процесса истории. По мысли философа жизнь в процессе самосуществования проходит путь нарастания социализации до возвращения к аморфному доисторическому состоянию, которое Шпенглер назвал «феллашеством»
Этапы жизни в «Закате Европы»
-
— растения, первая форма жизни, характеризуемая только временем, ритмом и судьбой
— животный мир, наделенный способностью передвигаться в пространстве, страхом и вожделением
— человек, раздвоенный и противоречивый, сочетающий в себе время и пространство, страх и вожделение, и стремление вернуться в растительный мир
В «Закате Европы» Шопенгауэр предрек вырождение Запада и окончательную его феллашизацию («медленное воцарение первобытных состояний в высокоцивилизованных жизненных условиях») после 2200 года
Использование фразеологизма в публицистике
-
— «То ли люди хотят жить в постоянном страхе, то ли СМИ стремятся внушить его людям, но стоит исчезнуть одному пугалу, как появляется следующее. Сначала это был «Закат Европы», потом угроза атомной войны, потом перенаселенности планеты, сейчас ? «экологический кризис». Часть страшилок вполне серьезна, хотя и очень общего характера. Например, с пророчествами «экологов» о том, что хозяйственная деятельность создает самим людям трудности и опасности, нельзя не согласиться, да и, наверное, согласны все» (Петр Ростин «Караул! Потепление!»)
— «Хотел того Павел Седов или нет, но само название его книги заставляет припомнить что-то до боли в затылке знакомое… Ну да, Освальд Шпенглер, в русском переводе «Закат Европы». Красивое название красиво изданной книги сыграло с автором злую шутку. Старательно убеждая читателя в том, что Пётр Алексеевич, в сущности, не просто за уши выдернул Россию к очередной модернизации, но просто спас её от неминуемой гибели, автор как-то упустил из виду, что после заката наступает ночь» (Иннокентий Шмидт «От заката до расцвета — только мысль»)
— «Уезжали пароходами Николай Бердяев, Семен Франк, Федор Степун, Николай Лосский, Иван Ильин. Первые трое были высланы за выпуск в Москве сборника статей «Освальд Шпенглер и закат Европы», в котором оспаривалась идея предопределенности социализма. Ленин посчитал ее «литературным прикрытием белогвардейской организации» (Александр Яковлев «Омут памяти»)
— «Помимо всего прочего, Шпенглер обогатил расхожий европейский культурный словарь набора ходячих идиом, исподволь формирующих видение себя и мира носителями данной культуры. Первейшее место среди них принадлежит, разумеется, обороту «Закат Европы», и ставшим в свою очередь основой для формирования новых, вторичных идиом: так, например, Т. Адорно обозначил состояние после Второй мировой войны как «после заката Европы». Пошло по рукам выражение «морфология культуры», наполняясь уже едва ли не какими угодно содержаниями, как и обозначение европейской культуры «фаустовской». Ввел Шпенглер в речевое употребление гуманитариев и диковинное им дотоле, взятое из геологии словечко «псевдоморфоз» (это когда содержания одной культуры заполняют чуждые ей формы, взятые из другой, придавая им совершенно иной смысл)» (Ольга Балла «Историческая судьба «Заката Европы» Освальда Шпенглера»)