«Земля наша велика и обильна…»

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, прийдите княжить и володеть нами» — так полностью звучит эта крылатая фраза, которой по устному преданию «Сказание о призвании варягов», упомянутому в «Повести временных лет», обратились новгордские славяне к братьям-норманам Рюрику, Синеусу и Трувору.

Последние двое как-то быстро забылись, а Рюрик стал родоначальником первой русской царской династии. Призыв «Земля наша велика и обильна, приидите княжить и володеть нами» перекликается с таким же, обращённым бриттами к саксам, братьям Лоту, Уриану и Ангуселю: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». Считается, что автор «Повести временных лет» знал об этом случае и применил его «чтобы доказать, что династия Рюрика была призвана якобы по воле народа и (потому) Рюрик законный представитель власти в Новгороде» (История СССР, т. 1, М. 1947 год, с. 75)

Норманнская теория

Призвание к княжению на Руси Рюрика имеет в истрической науке чёткое название «Норманская теория». Она до сих пор — предмет споров, имеет противников и поклонников. Противники — патриоты. Они считают, что привлечение иноземцев к руководству, есть свидетельство несамостоятельности, вторичности народа, пусть и произошло событие более тысячи лет назад. Как это, мы такие самобытные, неповторимые, уникальные и вдруг «…прийдите княжить и володеть нами»? Да мы сами к к кому хош придем и заволодеем!
Противники — западники. Они считают, что в появлении во главе северных славян скандинавов, нет ничего зазорного, и вообще в те времена национальность не имела того значения, как сегодня

"Андрей Боголюбский был наполовину половец (его мать — дочь половецкого хана Аепы), у Игоря Святославовича и мать, и бабка были половчанками, он и сына за половчанку выдал. У Юрия Долгорукого мать была англосаксонкой (дочерью последнего англосаксонского короля Гарольда), у Владимира Мономаха — гречанкой (он приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху), у Всеволода Ярославовича — шведкой…" (журнал «Огонёк» №40, 2018 год)

Да и само понятие «Русь» варяжского происхождения.

"Нестор (один из авторов «Повести временных лет») объясняет название Руси так: Русь — это и есть варяги. Русь — варяжское племя, то самое, откуда происходили призванные братья — Рюрик, Синеус и Трувор. Название варяжского племени Русь передалось славянским племенам, призвавшим к себе представителей Руси. Вот почему, чтобы избежать противоречий, Нестор вставляет имя Руси в ... перечисление племен и народов, населявших европейский Север: «варязи, свей, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волхва» и т. д. В самый рассказ о том, как были призваны варяги, Нестор к словам предшествующей летописи (печерского Начального свода) «и идоша за море к варягом» добавил: «к Руси; сице бо ся зваху тьи варязи Русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си». Но как избегнуть возражения, что сейчас (во времена летописца) скандинавский Север не знает племени Русь? Нестор находит выход из этого затруднения в утверждении, что три брата явились на Русь со всем своим племенем: «пояша по себе всю Русь». Вся Русь, таким образом, переселилась на юг без остатка; вот почему ныне и нет среди скандинавских племен племени с названием Русь. Итак, Нестор утверждал норманнское происхождение княжеского рода и самого названия Руси" (Д. С. Лихачев «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси»)

Из-за чего спор?

В вопросе о «призвании варягов» я не вижу причин для баталий. Ну, приплыл отряд норманнов в Новгород (по приглашению или без), ну захватил власть в племени, перебив прежнюю верхушку — князя и старейшин. Такие вещи в истории Европы случались множество раз. Что тут такого постыдного? Из-за чего тут копья ломать?… Кроме того, эта норманнская верхушка захватчиков быстро растворилась в местной среде, дети и внуки этих норманнов уже ничем особым не отличались от славян. Так чего из-за этого так горячиться? (Андрей Дворниченко, завкафедрой истории России с древнейших времен до XX века СПбГУ)

Использование выражения «земля наша велика и обильна» в литературе

«Ах, как удобно, что земля наша велика и обильна!» (Юлий Даниэль «Письма из заключения»)
«Им было дано кому пять, кому десять дней на ликвидацию всех дел и всего имущества, а разослали их по разным градам и весям Советского Союза ― кого в Саратов, кого в Самару, кого в Оренбург, кого в Казахстан: земля наша велика и обильна, а порядок в ней правит ГПУ» (Р. В. Иванов-Разумник «Тюрьмы и ссылки»)
«В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет» (Н. А. Бердяев «Душа России»)
«Если мы припомним достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет», то окажется, что родоначальником русской сатиры был едва ли не Гостомысл» (М. Е. Салтыков-Щедрин «В сумерках. Сатиры и песни Д. Д. Минаева»)
«Нестор пишет, что славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам-руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами» (Н. М. Карамзин «История государства Российского»)

Ещё статьи

  • От Рюрика до Путина. Краткая история России
  • «Ищите женщину»
  • «Казни Египетские»
  • «Камень преткновения»