Бойтесь!

Бойтесь!

«Бойтесь данайцев, дары приносящих» (перевод на латынь: Тimeo Danaos et dona ferentes) — не верь врагам, опасайся коварства
Синонимы: «Троянский конь», «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»,
«Не верь, не бойся, не проси»

Выражение своим появлением обязано древнегреческому поэту и мыслителю Гомеру, рассказавшему в поэмах «Илиада» и «Одисеей» о Троянской войне и жизни и приключениях одного из её героев — Одиссее.

В частности, Гомер повествует о военной хитрости, примененной «данайцами» для взятия Трои. Десять лет вели они безуспешную осаду города, пока хитроумный Одиссей не предложил соорудить гигантского коня, запрятать в его чреве самых храбрых воинов и оставить перед стенами Трои в качестве якобы подарка её защитникам. Троянцы завели коня внутрь, ночью данайцы покинули убежище, распахнули ворота, и Троя пала.

«Одиссей», песнь восьмая

«Теперь о коне деревянном,
Чудном Эпеоса с помощью девы Паллады созданье,
Спой нам, как в город он был хитроумным введен Одиссеем,
Полный вождей, напоследок святой Илион сокрушивших.
… и запел Демодок, преисполненный бога:
Начал с того он, как все на своих кораблях крепкозданных
В море отплыли данаи, предавши на жертву пожару
Брошенный стан свой, как первые мужи из них с Одиссеем
Были оставлены в Трое, замкнутые в конской утробе,
Как напоследок коню Илион отворили трояне.
В граде стоял он; кругом, не решимые в мыслях, сидели
Люди троянские, было меж ними троякое мненье:
Или губительной медью громаду пронзить и разрушить,
Или, ее докативши до замка, с утеса низвергнуть,
Или оставить среди Илиона мирительной жертвой
Вечным богам: на последнее все согласились, …
После воспел он, как мужи ахейские в град ворвались,
Чрево коня отворив и из темного выбежав склепа;
Как, разъяренные, каждый по-своему град разоряли…»

Гомер

Может таким он был, может нет

Может таким он был, может нет

Великий древнегреческий сказитель и поэт жил, считается, в VIII веке до нашей эры. Хотя точных дат его рождения и смерти и даже места появления на свет никто назвать не может. Впрочем, говорится в Википедии, вообще нет достоверных сведений о реальном существовании Гомера. Предполагается даже, что «Илиада» и «Одиссей» могли быть созданы разными людьми. Тем не менее, так как человечество живёт не правдой, до которой порой и докопаться невозможно, а мифами, то и личность Гомера превратилась в миф, который живее и прочнее всех истин вместе взятых.

«Он шел береговой тропинкой, протоптанной по склонам холмов. Открытый лоб его, прорезанный глубокими морщинами, повязан был красной шерстяной лентой. Ветер с моря развевал на висках седые курчавые волосы. Нижнюю часть лица словно облепили белоснежные хлопья бороды. Хитон его и босые ноги приняли цвет тех дорог, по которым он ходил в течение стольких лет. На поясе, сбоку висели грубая лира. Его называли Старик, его также называли Певец, а многие дали ему имя Слепец, ибо тусклые от старости зрачки его покрывались веками, распухшими и побогравевшими от дыма очагов, у которых он обычно садился, когда начинал петь… Уже в течение трёх человеческих поколений беспрерывно ходил он из города в город» (Анатоль Франс «Кимский певец»)

«Илиада» создана около 800 года до н. э., а «Одиссея» написана веком или двумя позже