Пусть сапожник судит не выше сапога

Ne sutor supra crepidam judicet (нэ сутор супра крэпидам юдицэт) — пусть сапожник судит не выше сапога, не следует рассуждать о том, в чем не разбираешься; нельзя судить человека и о человеке, не имея достаточных сведений о нем, его поступках и их побудительных мотивах

Крылатое выражение "пусть сапожник судит не выше сапога" приписывается древнегреческому художнику Апеллесу. Так, считается, он ответил на критику не разбирающегося в его творчестве зрителю

Апеллес

Годы жизни 370-306 до н. э. Приближенный Александра Македонского. Работы Апеллеса до нашего времени не сохранились, но остались впечатления современников и темы. Апеллесу более всего удавались изображения героев и богинь. Самые ивестные его произведения — «Афродита Анадиомена», на которой изображена выходящая из морской воды и выжимающая влажные волосы богиня, и изображение Артемиды в окружении охотничьей свиты. Часто художник изображал Александра Великого и его полководцев. О жизни Апеллеса сохранилось немало анекдотов. Один из них — рассказ о том, как живописец, стремясь узнать мнение о своих рисунках как можно большего числа людей, выставлял их на улице на суд прохожих. Один из зрителей, сапожник, указал на неточность в изображении на картине обуви. Апеллес исправил ошибку, но когда сапожник попытался и дальше критиковать работу, художник и произнес дошедшую до нас фразу: «пусть сапожник судит не выше сапога« (ne sutor supra crepidam judicet)

Случай с Апеллесом использовал Пушкин в своей эпиграмме на Н. И. Надеждина*, который критиковал поэму «Полтава» и в конце статьи, ей посвящённой, написал: "...Александру Сергеевичу — безусловные похвалы, верно, прискучили. Может быть, и голос истины будет ему приятен — по крайней мере для разнообразия!.. Утешаюсь, по крайней мере, тою мыслию, что ежели певцу Полтавы вздумается швырнуть в меня эпиграммой, — то это будет для меня незаслуженное удовольствие!" («С Патриарших прудов» 28 аперля 1829 года)

"Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"....
Тут Апеллес прервал нетерпеливо;
"Суди, дружок, не свыше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чорт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах
!"
(1829 год)

*Николай Иванович Надеждин (17 октября 1804-11 января 1856) — учёный, критик, философ и журналист, этнограф, знаток раскола церкви и её истории. Действительный статский советник, профессор Московского университета.

Ещё статьи

  • Potius sero, quam nunquam
  • Volentem ducunt fata, nolentem trahunt
  • In vino veritas