Золотая молодёжь — молодые представители, «дети» «сливок» общества — богатых, успешных, знаменитых, ведущие богемный, беззаботный, лёгкий образ жизни
Выражение «золотая молодёжь» принадлежит времени Великой французской революции. Государственный переворот 9 термидора (27 июля 1794 года) положил конец не только якобинскому террору, но и самому движению, идеологии, якобинцев, опиравшихся на парижский плебс. Суровую эпоху «всеобщего равенства, свободы, братства», а так же воздержания, бедности, самоотречения во имя революции, Родины, пропагандируемые Робеспьером и его соратниками, сменило более характерное для парижан стремление к наслаждениям радостями повседневности.Экономическая ситуация в стране стабилизировалась, и Париж возвратился к привычной жизни: вечеринки, театральные представления, прогулки по бульварам, спекуляция всем и вся. У молодёжи, чьи кошельки были не пусты, появилась новая мода: девушки одеваясь в похожие на греческие туники слишком облегающие платья из легчайших, даже полупрозрачных тканей. На ноги надевали сандалии-котурны. На голове носили либо светлый парик и поверх огромную шляпу, либо волосы были короткими и вьющимися, как на римских бюстах.
Юноши стали носить длинные косички до плеч или нарочито растрёпанную причёску с коротко стриженным затылком и длинными волосами по бокам. В ухо вдевали огромное кольцо, на носу носили большие очки или приставляли к глазам лорнет, держа его за длинную ручку. Стильными стали очень короткие рединготы с большим воротником, с выпуклостью на спине как у горбатого, гигантский галстук, закрывавший подбородок, обувь с острыми носами, как в средневековье. Обязательной была суковатая палка вместо трости. Кстати этими палками они, собираясь компаниями избивали, гнали прочь из своих кварталов всех, кто своим видом напоминал им ужасы якобинского господства. 19 сентября 1794 года они устроили целое побоище в парке Пале-Рояля. Именно эта молодёжь и получила имя «золотой»
"Разве вы способны лишь наслаждаться радостями жизни? Это мы, говорите вы, восстали против якобинцев! Что ж! республика хвалит вас за это, но спасение отечества еще требует от вас неустрашимости и пылкой отваги… Вы уже закрыли клуб якобинцев, вы сделаете больше, вы их уничтожите" - обращался к ней в журнале "Оратор народа" один из публицистов
Впрочем, постепенно понятие «золотая молодежь» забылось и возникло вновь только в двадцатых годах XIX столетия, благодаря работам историков Французской революции. Впоследствие выражение утатило первоначальный смысл, и «золотой молодёжью» стали называть всех молодых людей, имеющих возможность вести светский образ жизни
Использование фразеологизма в литературе
— «Тут же бытовали азиатские и кубинские закусочные, где, местная и приезжая золотая молодежь разживалась «колесами» и порошком, а также магазин с витриной, забитой пестрым и веселым пластиком ― пляжными товарами» (Дина Рубина «Белая голубка Кордовы»)
— «Вся ваша золотая молодежь уже покаялась черт знает в чем, а тебя среди них нет» (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)
— «Там часто собиралась золотая молодежь той поры: голодранцы в дедушкиных пиджачках, в застиранных добела фронтовых гимнастерках» (А. Е. Рекемчук «Мамонты»)
— «Франсуа-Мари ― это золотая молодежь, прожигатель жизни, его имя все время в светской хронике, он щеголь…» (Василий Катанян «Лиля Брик. Жизнь»)
— «Но все-таки в среде «золотой молодежи», на «хатах», где собиралась «золотая молодежь», уже вовсю начинали танцевать рок-н-ролл вместо доморощенных «атомного» или «канадского» стилей» (Алексей Козлов «Козел на саксе»)