Слово "Агасфер" происходит от библейского имени царя Ксеркса (евр. agaschverosch - князь)
Происхождением образ обязан легенде, согласно которой Иисус, несущий крест на Голгофу, попросил у хозяина жилища, мимо которого шла дорога, возможности передохнуть, прислонившись к стене дома, получил отказ и за бессердечие его проклял. Легенда не относится к евангелическим притчам, она гораздо более позднего, средневекового, происхождения, а «еврейские» черты получила и вовсе в XVII веке.
Евреи действительно идеально подходили под образ Вечного скитальца: по христианским верованиям того времени они были «виновны» в распятии Христа, вся процедура казни проходила Иерусалиме — столице древней Иудеи, сам Спаситель, апостолы, зрители, следовательно и «хозяин дома», были иудеями, евреи уже полтора тысячелетия скитались по Европе, терпя преследования, оскорбления, издевательства, смерть, изгнанные из одной местности они шли в другую, потом, когда, разрешали, возвращались, снова изгонялись, и снова возвращались, не отказываясь при этом от своей религии, традиций, языка, да ещё умудряясь играть определенную роль в местной экономике, что очень раздражало аборигенов
Синонимы слова «Агасфер»
- Эспера-Диос (надейся на Бога)
- Бутадеус (ударивший Бога)
- Картафил (сторож претория)
- Малх (имя раба Кайафы)
- Вечный жид
Образ Агасфера в литературе
- Мэтью Грегори Льюис «Монах»
- Ян Потоцкий «Рукопись, найденная в Сарагосе»
- Эжен Сю «Агасфер»
- Александр Дюма «Исаак Лакедем»
- Льюис Уоллес «Падение Царьграда»
- Редьярд Киплинг «Вечный жид»
- Стефан Гейм «Агасфер»
- Пер Лагерквист «Смерть Агасфера»
- Всеволод Иванов «Агасфер»
Использование слова в литературе
-
— «Чех, как вечный Агасфер, учит не умирать ни при каких обстоятельствах» (Анатолий Азольский «Диверсант»)
— «Вместе с вами, вместе с тобой, презренный Агасфер, сожгут и Меня» (Борис Хазанов «Хроника о Картафиле»)
— «Бродяга, Агасфер, странник, Л. жил как бы двойной жизнью, и какая для него была более подлинной ― кто его знает» (Евгений Шкловский «В промежутке»)
— «Я нигде не мог найти успокоения, словно Агасфер менял города, деревни, села, хутора» (Л. Гендлин «Трагедия магистра смеха»)
— «И должен жить в ней, жить, пока счастливый случай не спасет меня. Агасфер был счастливее. Его не брал огонь и вода; он мог, по крайней мере, не презирать себя» (Л. А. Андреев «Дневник»)