
В Александрийской библиотеке
Годы существования Александрийской библиотеки III век до н. э. — VII век н. э.
Краткая история Александрии
Александрия находилась в Египте, на берегу Средиземного моря, была основана Александром Македонским на месте городка Ра-Кедет в 311 году до нашей эры
Город располагался на склоне холма, спускавшегося к морю от озера Мареотиды, и тянулся с юго-запада на северо-восток. Местность была очень удобной в стратегическом отношении — гавань, закрытая с севера островом Фарос, была прекрасным убежищем для флота. Каналы соединили гавань с Нилом, водной артерией страны, и тем самым — со всеми областями Египта (Борухович «В мире античных свитков»)
Александрия была построена по плану архитектора Дейнократа.
«Вся Александрия представляет собой систему улиц, удобных для верховых лошадей и экипажей. Две самые широкие улицы, в 100 футов каждая, nеререзают одна другую nод nрямым углом. В городе есть nрекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, nокрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом nространства. Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что имеется замечательного за nределами nоследней» (римский историк Страбон)

Древняя Александрия
Александрия была столицей Египта, эллинистического государства, возникшего после распада государства Александра Македонского. Территория его насчитывала 150 тысяч кв. км. Правила в Египте династия Птолемеев, потомков одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага. Владычество греков продолжалось до 1 века нашей эры, когда город и весь Египет перешёл под власть Рима. Упадок Александрии наступил в IV—V веках нашей эры вместе в крушением всей рабовладельческой системы мира
Краткая история Александрийской библиотеки

Александрийская библиотека
Деметрий Фалерский (350 — 283 до н. э.) — древнегреческий государственный деятель, философ. Около 297 г. до н. э. он поселился в Александрии, где был радушно принят Птолемеем I Сотером и до самой смерти пользовался расположением царского двора. Деметрий советовал царю почаще обращаться к книгам, трактующим вопросы управления государством: «Ведь то, чего не рискнут посоветовать царям их друзья, излагается в книгах»
Библиотек было две. Главная вместе с Музеем входила в комплекс сооружений царского дворца. Вторая находилась в Серапее, храме бога Сараписа
«Все сооружение состояло из арок с большими окнами над каждой из них. Внутренние палаты отделялись друг от друга и предназначались для ритуалов и тайных обрядов. Дворики для отдыха и маленькие часовни с изображениями богов располагались на верхнем уровне. Повсюду возвышались роскошные дома, в которых жили жрецы. По всему периметру тянулась галерея-портик, стоявшая на колоннах и обращенная вовнутрь. В центре высился храм, весь в мраморе и колоннах из благородного камня. Внутри храма стояла статуя Сераписа, настолько большая, что обе руки божества касались стен» (С. Гринблатт «Ренессанс. У истоков современности»)

Птолемей II

Хранилище книг в Александрийской библиотеке
Первым главой Александрийской библиотеки был эпический поэт и грамматик Зенодот из Эфеса (330 — 260 г. до н.э), ученик Филета. Он первый стал править поэмы Гомера и был также воспитателем детей Птолемея
Александрийская библиотека — научный центр

Математик Эвклид
«Евклид написал «Начала» геометрии; Архимед открыл число «пи» и заложил основы счисления; Эратосфен заключил, что Земля круглая, и определил ее окружность с погрешностью в один процент; Гален революционизировал медицину [21] . Александрийские астрономы выдвинули гипотезу о гелиоцентризме Вселенной; геометры предложили считать, что год состоит из 365 с четвертью дней, и добавлять к каждому четвертому году «скачущий день» (29 февраля). Географы высказали догадку о том, что в Индию можно доплыть, отправившись из Испании на запад. Инженеры разработали гидравлику и пневматику. Анатомы впервые четко установили единство мозга и нервной системы, изучили функциональность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, доказали важность рационального питания. По указанию Птоломея Филадельфа был предпринят грандиозный и дорогостоящий проект перевода древнееврейской Библии на греческий язык, который осуществили семьдесят два раввина, выписанных Птолемеем из Иерусалима. В результате на свет появилась Септуагинта (от латинского обозначения числа семьдесят), для ранних христиан долгое время обеспечивавшая доступ к тексту того, что они стали называть Ветхим Заветом» (С. Гринблатт «Ренессанс. У истоков современности»)
Гибель Александрийской библиотеки

Пожар в гавани Александрии
«Арабы, захватившие Александрию, находили на полках манускрипты, но это были в основном христианские богословские тексты, а не сочинения языческих философов, математиков и астрономов. Когда халифа Омара спросили, что делать с найденными книгами, он ответил: «Если их содержание соответствует слову аллаха, мы можем обойтись без них, ибо нам достаточно слова аллаха. Если же их содержание не соответствует слову аллаха, то нам нет нужды их сохранять. Идите и уничтожьте их». Если эта история верна, то папирусные свитки, пергаменты и кодексы были отправлены в термы, где их сжигали в печах для подогрева воды» (Гринблатт)