История Царскосельского лицея
Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования императора Александра I. Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения
«Должно было обнять, охватить, осмыслить и упорядочить все системою. Законы должны были быть стройны и строги. Генералы, расширявшие пространство империи, не только не могли создать равновесия, которое есть средоточие управления, но и были врагами его, ибо не умели понять, что такое порядок. Но не было людей, способных к низшей службе… «Нет людей, Андрей Афанасьевич, кроме разве малой горсти своих, нет людей, — сказал Сперанский Самборскому. — Старый люд погряз, новые — кто честен, тот бессловесен. В начале бе слово, но чиновник по ею пору у нас двух слов связать не умеет»
Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет
«(Прежде чем) отдавать великих князей в университет, следует их подготовить ранее. Дабы их отвлечь от маршировки и дворских привычек и изъять из рук угодников-кавалеров, заведующих их воспитанием, должно для них учредить особое училище, русское. Изучив литературу, историю, географию, логику и красноречие, математику, физику и химию, системы отвлеченных понятий, право естественное и народное и науку нравов, …они своими силами постигаливсе…Великие князья, заразясь примером сверстников, делались со временем добродетельны. Судьба будущего государства ими подготовлялась. Младший, в котором замечались черты гнусные, исправлялся. Не было у него вспышек и судороггнева, какие были у всех братьев — наследство отца, — ни лицемерия и вероломства, как у нынешнего кесаря»
Принципы Царскосельского лицея
-
— Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников
— Полная разлука с домашними
— Молодые люди из разных состояний
— В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде
— Преподавание на русском языке
— Товарищество без всякой подлости
— Отстутствие телесных наказаний
Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном
Науки, которые постигались лицеистами
- Русская литература
- Языки: немецкий, французский, латинский
- Риторика
- История русская, всеобщая
- География
- Математика
- Физика
- Статистика
- Рисование
- Танцы
- Фехтование
- Верховая езда
- Плавание
Форма лицеистов
«Вскоре со знанием дела оба (император и его фаворит Аракчеев) занялись выбором мундира для лицея. Перебрали цвета, которые бы, не смешиваясь с цветами войск, были бы приятны, и остановились на форме старого татарского Литовского полка, давно отмененной: однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником и такими же обшлагами. На воротнике по две петлицы: у младших — шитые серебром, у старших — золотом»
Распорядок дня в Лицее был примерно следующий: уроки – семь часов; прогулки; игровые занятия, гимнастика. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование. Отметок обычно не ставили, на каждого воспитанника составлялся отзыв
Директоры Царскосельского лицея
— Первым директором Лицея с 1811 по 1814 годы был дипломат, публицист Василий Фёдорович Малиновский.
— С 1814 по 1823 Царскосельским лицеем руководил писатель и педагог Егор Антонович Энгельгардт.
— В 1823 году его сменил генерал Фёдор Григорьевич Гольтгоер, находившийся при должности до 1840 года
Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина
- А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
- Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
- А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
- Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
- И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
- Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
- Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
- Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
- С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования
Лицейские друзья Пушкина
- С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
- А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
- П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
- С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
- К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
- А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
- А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
- С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
- К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
- Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
- М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
- В. К. Кюхельбекер (1797—1846) — поэт, декабрист
- В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
- С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
- И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
- Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
- П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
- В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
- И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
- П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
- Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
- А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
- П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
- М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор
Пирующие студенты
Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
Рассудок! бог с тобою!А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова!..Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее
Стихотворение написано Пушкиным в октябре 1814 года. «Сиятельный повеса» — Горчаков, «Товарищ милый» — Пущин, «Повеса из повес» — Малиновский, «Милый наш певец» — Корсаков; «Роде записной» — Яковлев, игравший на скрипке (Роде — был известный скрипач); «Вильгельм» — Кюхельбекер
Литература о Царскосельском лицее
— «Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год
— П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год
— Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год
— В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год
— А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год
— Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год
— Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год
— Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год
— К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год
— Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год
— Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год
— Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год
— М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год
Ещё статьи