«Домострой» — сборник житейских наставлений

Домострой — жизненный уклад семьи ли, общества, в котором доминирующее положение занимает мужчина, отец, а женщина же и дети находятся у него в полной зависимости; патриархальная семья (признаки те же)

    «быти грозою для жены», строго наказывать детей и жену за провинности, вплоть до «сокрушения ребер», «плетью стегать по вине смотря»
    Происхождением понятие обязано книге «Домострой», написанной в ХVI веке духовником Ивана Грозного протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю, источниками книги называются древнерусские сборники поучений, уставных чтений и нравственных наставлений «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь». Впервые «Домострой» появился в «библиотеках» новгоодских бояр и купцов в ХV веке, Сильвестр же его отрарайтил. В 64 главах «Домостроя» давались кулинарные советы, наставления, как управлять домашним хозяйством, как чтить царя, как содержать вещи в чистоте и исправности, об обязанностях и поведении всех членов семьи. В книге большое значение предавалось роли матери в семье, женщины руководили заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывали работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т. д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», целиком подчиняясь ей. Негативный характер наставлениям «Домостроя» был придан в XIX веке, потому что сборник был впервые издан в его середине и цитировался разночинцами-публицистами 1860-х, а затем В.И.Лениным, именно в части наказания жен

Синонимы понятия «домострой»

  • Консерватизм
  • Жестокость
  • Косность
  • Реакционность
  • Традиционность
  • Бесправие
  • Закостенелость

Применение слова в литературе

    «Чёрт знает что, ― подумал он. ― Сам спит внизу, где удобней и прохладней, вот это домострой» (Василий Гроссман «Жизнь и судьба»)
    «Именно за порогом жилища вступает в силу традиционный домострой с его догмами предписанного поведения» (Всеволод Овчинников «Корни дуба»)
    «Работая на жаре, наши мальчики часто скидывали с себя рубашки и оставались в одних штанах. Эта вольность возмущала деревенский «домострой». Однажды к Лидии Мариановне явилась деревенская делегация с покорной просьбой не нарушать принятых в деревне приличий» (Н. М. Гершензон-Чегодаева «Воспоминания дочери»)
    «Понимание христианства было рабье. Трудно представить себе большее извращение христианства, чем отвратительный «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер» (Н. А. Бердяев. Русская идея»)

Ещё статьи