Дауншифтинг — отказ от благ общества потребления в пользу непритязательного, тихого существования сторонним наблюдателем земных треволнений.
Термин, как сообщает Википедия, вошел в обиход из автомобильной инструкции. Downshifting означает переключение автомобиля на более низкую передачу.
Дауншифтеры меняют жизнь в большом городе на провинцию, деревню или вовсе страну третьего мира; строительство карьеры, погоню за высоким положением в обществе, почестями и славой (пусть даже в узком кругу) — на свободу самовыражения, самопознание, самообразование, самолюбование.
Дауншифтинг — явление, присущее представителям среднего класса мегаполисов, уже чего-то добившимся в жизни и обладающим некоторым счётом в банке. Последние условия принципиальны: для людей с неудовлетворенными амбициями, тщеславием — дауншифтинг — это признание поражения в борьбе за существование, ну а без денег всякая свобода условна.
В России дауншифтинг тоже имеет место быть. Но в соответствии с доктриной национальной исключительности, исповедуемой славянофилами, специфичен и выражен в выборе места дешевого жительства где-нибудь в Таиланде, Индии или Шри-Ланке на средства, вырученные от сдачи в наем квартир в столицах нашей родины. Философские искания в этом случае играют малую роль, главное, ничегонеделание вдали от пробок, начальства и управляющих компаний.
Герман Стерлигов и другие
Дауншифтинг — понятие новомодное, но не следует думать, что прежде таких умонастроений у людей не было. Ещё в первом веке нашей эры ессеи — приверженцы одной из сект в иудаизме, оставляли города и переселялись в пустыню, чтобы без помех предаваться молитвам и мечтам о приходе мессии. Между прочим, ессеи считаются предвозвестниками христианства. Бесспорно дауншифтерами следует считать монахов, обитателей старообрядческих скитов, индийских йогов, прочих отшельников. Земель свободных когда-то было много, а народа, наоборот, мало.
В какой-то степени разделяли идеи дауншифтинга писатели А. Грин, К. Паустовский, Дм. Балашов, Вл. Распутин, Р. Л. Стивенсон, предпочитавшие жить и творить не в шумных, суетливых столицах, а в глубокой провинции.
Примерным дауншифтером новейших времен считается Герман Стерлигов. Долларовый миллионер, один из создателей первой в России товарной биржи, активный общественный деятель, он вдруг забросил серьезный бизнес и отбыл с семьей в подмосковную деревню заниматься сельским хозяйством.
Среди литературных дауншифтеров самый знаменитый — граф Алексей Буланов, сменивший блестящую придворную карьеру на схиму. И если бы не клопы, заевшие благочестивого монаха в его тесном жилище, возможно, он бы и познал смысл жизни. Дауншифтером, правда, не по своей воле, был Робинзон Крузо. А программа бедного, наивного, доверчивого штурмана Билли Бонса: «Ром, свиная грудинка и яичница. Вот и всё, что мне нужно» — не есть ли лозунг всех дауншифтеров?
Философия дауншифтинга
Главную идею дауншифтинга можно обозначить кратким девизом: «Здесь и сейчас». Жизнь, мол, и без того коротка, и нечего растрачивать её на «суету сует и всяческую суету», ну добьешься ты в конце концов известности, денег, высокого общественного статуса, а жить когда? Когда вкушать плоды совершенно дикого, нервного, тяжёлого труда. Нужно брать от жизни все сейчас. Пока молодой, пока «длинноногий и политически грамотный», пока имеется желание и вкус к жизни, а не откладывать её «на потом».
Но и здесь нет никакой новизны и креативности. «Неуменье жить в настоящем — это одна из моральных эпидемий, наиболее развитых в наше время» — говорил доктор Крупов, один из героев повести А. Герцена «Кто виноват?», написанной более полутора веков назад. А буддизм, который старше всей нашей цивилизации, ещё бог знает когда провозгласил: «Причина страдания (человека в жизни) — жажда бытия» Прекращение страдания заключается в «уничтожении желаний». Так что дауншифтиг есть продолжение поиска человечеством рецептов душевного комфорта, которым оно безуспешно занимается во веки веков.