Своих-то идей у них нет. «Грабь награбленное!» да «Даешь мировую революцию!» Люди вне культуры выращиваются в стаде, в строю горшечников, октябрят, пионеров, солдат, заключенных, демонстрантов"
(Георгий Бурков «Хроника сердца»)Происхождением выражение обязано Книге пророка Иезекииля:
"Посему так говорит Господь Бог: вот, Я Навуходоносору, царю Вавилонскому, даю землю Египетскую, чтобы он обобрал богатство ее и произвел грабеж в ней, и ограбил награбленное ею..."
(гл. 29, строка 19);"И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог"
(гл. 39, строка 10)
В 1918 году ветхозаветную идею «ограбления грабителей» взял на вооружение Ленин. 10 февраля по новому стилю (28 января по старому) 1918 года в речи на заседании съезда земельных комитетов и крестьянской секции III съезда Советов сказал: «Денег нет… вот где наша слабость, вот отчего мы слабы и отчего страдает наша страна... Есть еще много денег в городе и в деревне у крупных кулаков. Эти деньги свидетельствуют об эксплуатации народного труда, и они должны быть у народа»
А 23 января 1918 года, указывает в своей книге «История знаменитых цитат» К. Душенко, напутствуя направляемых партией большевиков в провинцию агитаторов, повторил уже определеннее: "Буржуазия, запрятав награбленное в сундуки, спокойно думает: «Ничего, — мы отсидимся». Народ должен вытащить этого «хапалу» и заставить его вернуть награбленное. Вы должны это провести на местах. Не дать им прятаться, чтобы нас не погубил полный крах. Не полиция должна их заставить — полиция убита и похоронена, — сам народ должен это сделать, и нет другого средства бороться с ними. Прав был старик-большевик, объяснивший казаку, в чем большевизм. На вопрос казака: а правда ли, что вы, большевики, грабите? — старик ответил: да, мы грабим награбленное"
Грабь награбленное — это более понятное наставление «простому» народу, чем лозунг К. Маркса «экспроприация экспроприаторов»:
"Когда... работники уже превращены в пролетариев, а условия их труда — в капитал, тогда дальнейшее обобществление труда и других средств производства приобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не работник, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих....Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют"
(«Капитал», I, 24, 6).
(«Если мы употребляем слова: экспроприация экспроприаторов, то — почему же здесь нельзя обойтись без латинских слов?»
(Ленин на заседании ВЦИК, 29 апреля 1918 года)