Арнольд Брешианский утверждал, что духовные лица не должны обладать богатствами и светской властью, обвинял папу, епископов, аббатов в роскоши, разврате, потакании грабежам и убийствам, в покупке церковных должностей за деньги. Идеалом Арнольда Брешианского было первоначальное христианство, бедная, но непорочная церковь. В 1140 году папа римский осудил взгляды Абеляра и Арнольда Брешианского как еретические и предписал заточить обоих в монастырь, а их книги сжечь. Арнольд Брешианский вынужден был покинуть Францию и несколько лет прожил в Цюрихе, где продолжал проповедовать своё учение. Из Цюриха он был изгнан по настоянию Бернара Клервоского. Находясь в отчаянном положении, Арнольд Брешианский в 1145 году прибыл к папе Евгению III и испросил у него прощения, дав клятву верности церкви.
Это позволило Арнольду Брешианскому остаться в Риме, жители которого в 1143 году восстали против своего сеньора-папы и провозгласили республику, изгнав папу из города. Тут Арнольд развернулся вовсю. Забыв свои клятвы, он взялся за прежнее: проповеди Арнольда Брешианского пользовались огромной популярностью у горожан. Именно Арнольд, не занимая никаких официальных постов в руководстве римской республики, стал фактическим руководителем и идеологом, а значит и главным врагом папы.
В ответ папа наложил на жителей Рима интердикт — временное запрещение всех церковных действий, например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, похорон. Сенату Рима ничего не оставалось, как выбросить из головы мечту о республике и изгнать Арнольда. Тот бежал на север Италии, где угодил в плен к Фридриху I Барбароссе, двигавшемуся на Рим по просьбе папы. В Риме Арнольд Брешианский был выдан папе Адриану IV и 18 июня 1155 года повешен, затем тело было сожжено, а пепел выброшен в Тибр, чтобы останки Арнольда не почитались его многочисленными приверженцами. Учение Арнольда Брешианского выражало стремление бюргерства к независимости от светской власти духовных феодалов, созданию дешевой церкви и было в какой-то степени предшественницей протестантства
.