Только третий корабли под управлением Ричарда Ченслера судьба пощадила. 24 августа 1553 года «Эдуард Бонавентура» вошёл в Двинский залив и бросил якорь у Летнего берега. От местных жителей, изумлённых появлением большого корабля, англичане узнали, что эта местность является не Индией, а Россией. Царь Иван Грозный пригласил Ченслера в Москву, милостиво принял и в 1556 году отправил обратно с письмом к королеве. В письме к ней царь разрешил английским купцам торговать в России и предоставлял льготы: право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, строительства торговых дворов в Холмогорах, Вологде (дворы не облагались податями) и Москве; компания могла иметь собственный суд, таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании. В 1567 году английская королева Елизавета выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки. Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I, прекратила операции в 1808 году
Проверь свою
эрудицию