"...И насколько в нашей земной императорской власти, мы постановляем благоговейно чтить наисвятейшую Римскую церковь его, и со славой величать святейший престол блаженного Петра более, нежели нашу империю и земной трон. Отдавая ему власть и достоинство славы, и силу, и честь империи, а также, постановляя, объявляем нерушимым, дабы держал верховную власть как над четырьмя главнейшими престолами в Антиохии, Александрии, Константинополе и Иерусалиме, так и над всеми церквами Божьими по всему кругу земному...
...дабы верховенство понтифика не умалялось, но скорее украсилось более, чем достоинство земной империи и гордость могущества, передаем и оставляем во власти и владении неоднократно упомянутого блаженнейшего понтифика, отца нашего Сильвестра, вселенского папы, и понтификов, его преемников, и дворец наш, как было сказано, и город Рим, и все провинции в Италии и западных краях, местности и города"
История Рима, Константина, папства. Кратко
— Во время руководства Римской империей соправителями Максимианом и Диолектианом (286—305) Рим перстал быть адмистративным центром империи. Двор Максимиана пребывал большей частью в Милане, потому что этот город, благодаря своему положению у подошвы Альп, был более Рима удобен для наблюдения за движениями германских варваров. Милан скоро сравнялся великолепием с первоклассными городами империи; его дома были также многочисленны и хорошо построены, а его жители также благовоспитанны и образованны. Цирк, театр, монетный двор, дворец, бани, носившие имя своего основателя Максимиана, портики, украшенные статуями, и двойной ряд городских стен — все это содействовало украшению новой столицы.
Диоклетиан, желая, чтобы и его резиденция могла соперничать с Римом, употреблял свое свободное время и сокровища Востока на украшение города Никомедии (ныне Измит в Турции)
— Константин Великий (27 февраля 272 — 22 мая 337) — римский император, основатель Константинополя. В 312 году в битве у Мульвийского моста случилось «чудо». Мост не выдержал тяжесть армии Константинова соперника Максенция и рухнул. Максенций утонул. А Константин стал говорить, что «бог христиан наказывает строго тех, кто оскорбляет его культ, и осыпает благодеяниями тех, кто ему служит». 13 июня 313 года Константином был издан так называемый Миланский эдикт «о веротерпимости», в котором римским гражданам давалось право свободно исповедовать христианство. Стремясь к образованию единого государства, Константин ценил централизующую силу церкви и считал ее, наравне с войском, бюрократией и законодательством, могущественным фактором в деле создания сильной императорской власти. Умер Константин в 337 году, приняв перед смертью крещение
— В 311 христианство едва не раскололось в связи с ересью епископа северо-африканского Доната. Константин активно вмешался в конфликт. Донат был сослан, а противные еретику христианские церкви в Риме были вознаграждены доходами от земель, расположенных в разных частях империи. Отовсюду потекли в Рим драгоценности, восточные пряности, предметы роскоши, фрукты, овощи, хлеб. Огромные суммы были пожертвованы Константином на строительство дворцов для епископов и церквей. В то же время Константин освободил духовенство от государственных повинностей, приравняв его к прочим чиновникам. Этим Константин положил начало созданию христианской государственной церкви. Церковь в правление епископа Сильвестра (314-335) шла под попечение Константина тем охотнее, чем щедрее раздавались высшим представителям церкви юридические и финансовые льготы. Сильвестр без колебаний принимал эти дары, обязывавшие папу к признательности. Позднее (в конце V в.) была создана легенда, что Сильвестр излечил Константина от слепоты в той крестильной церкви, которой император пожертвовал самую значительную земельную ренту. (С. Г. Лозинский «История папства»)
Критика Константинова дара
Констанитиновым даром римские папы аргументировали свои права на владение землями в Западной Европе, назначение светских правителей и вообще на верховенство в политической жизни Европы. Правда, уже в Средние века европейские правители догадывались, что Дар — подделка. Король Германии Оттон III в 1001 году даже издал на сей счет особый указ. Однако доказать нечестность церковников удалось только в 1440 году. Тщательному анализу текст грамоты подверг итальянский гуманист Лоренцо Валла (1407 — 1457). В своём трактате «О подложности “Константинова дара”» Валла отметил, что,
«во-первых, ни один достоверно древний источник не упоминает о передаче Константином власти над западной половиной империи римскому епископу. Во-вторых, для римской правовой традиции было немыслимо наделить религиозную институцию светской властью, тем более в таком объеме.
В-третьих и в-главных, язык «Константинова дара» явно не соответствует эпохе, в которую документ якобы был написан… грамматика и стилистика «Дара» выдают в авторе текста человека, для которого классическая латынь не была родным языком.
Рукопись «Дара» была изготовлена, по всей вероятности, при папском дворе в VIII веке. Доказательство подложности «Константинова дара» стало широко известно лишь после смерти Лоренцо Валла, в начале XVI века, когда трактат, прежде бытовавший только в рукописном виде, издал типографским способом немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен» (А. Ефимов «С чего мы взяли»)
Ещё статьи
Что означает выражение Ахиллесова пята
Что означает выражение «голубой уголь»
Что означает выражение «яблоко раздора»
Мировые революции
Революции в России