Сова Минервы — символ мудрости.
Минерва и её греческий аналог Афина — богини мудрости, наук, покровительницы труда, целительницы, искусные ткачихи и даже воительницы. Римляне почитали Минерву, как хранительницу императоров и города Рима. Греки свою Афину — в качестве покровительницы афинского народа. Минерва-Афина научила людей различным искусствам, ремёслам и наукам, в том числе обуздывать лошадей, запрягать быков, строить и управлять колесницами, создавать корабли, прясть, ткать, играть на флейте. Изображали Минерву-Афину в шлеме и с копьем, как воительницу и защитницу, с совой и змеёй в руке или рядом. Змея и сова в римской и греческой мифологии — символы размышлений, мудрости, ночного мрака и тайны.Его автор — немецкий философ Гегель. В его устах эта мысль означила невозможность человека осмыслить настоящее положение дел. Только со временем, в сумерках, ночью, то есть в старости становится человеку ясно то, что произошло раньше.
«Что же касается поучения, каким мир должен быть, то к сказанному выше можно добавить, что для этого философия всегда приходит слишком поздно. В качестве мысли о мире она появляется лишь после того, как действительность закончила процесс своего формирования и достигла своего завершения. То, чему нас учит понятие, необходимо показывает и история,— что лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же мир, постигнутый в своей субстанции. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек»
(Гегель «Философия права: история и современность. Предисловие»)
(надо отдать должное Гегелю. Он действительно был королем философов. Рассуждать столь изощренно мог только великий мыслитель)
Использование афоризма «Сова Минервы»
— «Даже сова Минервы завистливо таращила глаза на ученые воротники» (Бестужев-Марлинский «Фрегат «Надежда»)
— «Пусть еще неясна нам, современникам, положительная «идея» совершающегося, ― из этого не следует, что ее не существует: «сова Минервы лишь с наступлением сумерек начинает свой полет» (Гегель), и подлинный смысл развившегося кризиса, теперь постигаемый лишь зерцалом в гадании, окончательно раскроется потом» (Устрялов «Под знаком революции)
— «Сова Минервы» не только «вылетает в вечерние сумерки», ― как тонко выразился Гегель ― но она и видит лишь уже прошедшее ― содержания истекшего дня» (Франк «Непостижимое»)
Ещё статьи
«Волосы дыбом»
«Всыпать по первое число»
«Всякое лыко в строку»