
Куртуазная любовь
Законы куртуазности требовали от рыцаря умения владеть собой, укрощать свои порывы, запрещающие грубо овладевать женщинами из хорошего общества, искать благородные пути для их завоевания. Рыцарю требовалось демонстрировать самоотречение, преданность, самоотверженность в служении. В свою очередь и женщины должны были вести себя соответствующе: учиться держать себя в руках, владеть своими чувствами, бороться с недостатками — легкомыслием, лицемерием, чрезмерным вожделением
Термин «куртуазная любовь» гораздо младше самой линии поведения. Он был введен французским исследователем средневековой литературы Гастоном Пари (9 августа 1839—5 марта 1903) в 1883 году в анализе произведения французского поэта, основоположника куртуазного романа Кретьена де Труа (ок. 1135—между 1180 и 1190) «Lancelot, le Chevalier de la Charrette» (исследование опубликовано журнале «Romania»). В средние же века «куртуазные» отношения между рыцарями и женщинами их круга назывались «истинная любовь» (vraie amor), «прекрасная любовь» (bonne amor), «утончённая любовь» (fine amor)
Использование слова в литературе
— «Когда мы пошли к выходу через весь громадный кабинет с двойными дверями, он пошел нас провожать, непонятная такая куртуазность» (С. П. Капица «Мои воспоминания»)
— «Нет, силинская фривольная куртуазность никого не смущала, они могут свободно поцеловаться, почему нет?» (Евгений Шкловский «Холодные руки»)
— «Куртуазность двора, присутствие множества фрейлин, наложниц и жён императоров и вельмож создавали особую атмосферу, которая требовала от светской дамы высокой образованности, утончённости и изысканного вкуса» (Игорь Можейко «1185 год»)