Законы куртуазности требовали от рыцаря умения владеть собой, укрощать свои порывы, запрещающие грубо овладевать женщинами из хорошего общества, искать благородные пути для их завоевания. Рыцарю требовалось демонстрировать самоотречение, преданность, самоотверженность в служении. В свою очередь и женщины должны были вести себя соответствующе: учиться держать себя в руках, владеть своими чувствами, бороться с недостатками — легкомыслием, лицемерием, чрезмерным вожделением
Термин «куртуазная любовь» гораздо младше самой линии поведения. Он был введен французским исследователем средневековой литературы Гастоном Пари (9 августа 1839—5 марта 1903) в 1883 году в анализе произведения французского поэта, основоположника куртуазного романа Кретьена де Труа (ок. 1135—между 1180 и 1190) «Lancelot, le Chevalier de la Charrette» (исследование опубликовано журнале «Romania»). В средние же века «куртуазные» отношения между рыцарями и женщинами их круга назывались «истинная любовь» (vraie amor), «прекрасная любовь» (bonne amor), «утончённая любовь» (fine amor)
Использование слова в литературе
— «Когда мы пошли к выходу через весь громадный кабинет с двойными дверями, он пошел нас провожать, непонятная такая куртуазность» (С. П. Капица «Мои воспоминания»)
— «Нет, силинская фривольная куртуазность никого не смущала, они могут свободно поцеловаться, почему нет?» (Евгений Шкловский «Холодные руки»)
— «Куртуазность двора, присутствие множества фрейлин, наложниц и жён императоров и вельмож создавали особую атмосферу, которая требовала от светской дамы высокой образованности, утончённости и изысканного вкуса» (Игорь Можейко «1185 год»)