Строительство КВЖД
Летом 1894 года началась война между Китаем и Японией, которую Китай с треском проиграл. По Симоносекскому мирному договору, заключенному противниками 17 апреля 1895 года, Китай лишился нескольких островов, в том числе Тайваня, Ляодунского полуострова, обязался выплатит огромную контрибуцию, не препятствовать проникновению на свою территорию японского и иностранного капитала. Усиление Японии вызвало опасения России за целостность своих владений на Дальнем Востоке. Россия в союзе с Францией и Германией «надавили» на Японию с тем, чтобы она умерила свои аппетиты. Добившись этого, Россия продолжила политику подчинения Китая своему влиянию. Чтобы облегчит Китаю уплату контрибуции был создан Русско-Китайский банк. Следующим шагом русской дипломатии создание специального фонда для подкупа китайских чиновников, чтобы добиться от них разрешения на создание концессии в строительстве железной дороги в Маньчжурии, изолирующую этот важный для России район от Южного и Центрального Китая, где хозяйничали американские и европейские банки, и подчинял Маньчжурию влиянию России. В Московским договоре России и Китая говорилось о военной помощи стран друг другу в случае агрессии против одной из них и строительстве железной дороги через Маньчжурию к Владивостоку, якобы для облегчения подвоза войск. Концессию на строительство дороги получил Русско-Китайский банк.
В 1898 году был подписан ещё один договор России и Китая: об аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура и строительстве железной дороги от Порт-Артура в Харбин навстречу КВЖД. Восстание «боксеров» в Китае затруднило строительство дороги. Тем не менее, по утверждению Википедии, в 1901 году было открыто временное, а спустя 2 года регулярное движение поездов на всем протяжении КВЖД. От Москвы до Порт-Артура можно было добраться за 13-16 суток в зависимости от класса поезда.
После Великой Октябрьской революции КВЖД до 1929 года находилась под управлением СССР, затем её захватили китайцы, вновь уступили Советскому Союзы, который в свою очередь потерял над ней контроль вследствие японской оккупации Маньчжурии. Лишь в 1945 году дорога вернулась в Россию, чтобы по договору 1952 года с Китайской Народной республикой окончательно перейти к ней.
История КВЖД в датах
- 1894, 25 июля — Начало войны Японии и Китая
- 1894, 21 августа — Совещание высших сановников России при участии царя выработало курс на примирении сторон, но не нашла отклика у Японии
- 1895, 30 января — китайские уполномоченный прибыли в Японию в поисках мира
- 1895, 1 февраля — второе совещание у царя приняло решение обратиться к Англии и Франции с предложением совместно урегулировать конфликт
- 1895, март — влияние европейских держав заставило Японию пойти на переговоры с Китаем
- 1895, 13 марта — Китаю вручен текст японских мирных инициатив
- 1895, 20 марта — в Симонсеки открылась японо-китайская мирная конференция
- 1895, 17 апреля подписан Симонсекский мирный договор
- 1895, 23 апреля — представители России, Франции и Германии потребовали от Токио отказа от Ляодунского полуострова
- 1895, 10 мая — Япония вернула Китаю Ляодун
- 1895, 8 июля — Договор России и Китая о заёме для выплаты контрибуции
- 1895, 22 декабря (н. ст.) — учрежден Русско-Китайский банк
- 1896, 21 января — первое собрание акционеров банка (из 6 банков один был русским, остальные французскими)
- 1896, 22 мая (н. ст.) Московский оборонительный союз Китая и России
- 1896, 8 сентября — концессионный договор китайского правительства и Русско-китайского банка о строительстве КВЖД
- 1896, 16 декабря — Устав акционерного общества утвержден Николаем II
- 1897, 24 апреля — на берег реки Сунгари (Сунхуацзян), к месте её предполагаемого пересечения железнодорожной магистралью, где впоследствии встал город Харбин прибыл авангардный отряд Строительного управления КВЖД во главе с инженером А. И. Шидловским
- 1898, 16 мая — день рождения Харбина — заложен фундамент первого барака
- 1898, март — договор Китая и России об аренде последней Порт-Артура и Ляодунского полуострова
- 1899, апрель — соглашение России и Англии об размежевании сфер железнодорожного строительства в Китае
- 1899, 2 ноября — начало китайского народного восстания «боксеров»
- 1900, 6 июня — первое нападение восставших на строителей КВЖД
- 1900, 23 июня — новое нападение. Китайцы разрушали железнодорожное полотно, станционные постройки. валили телеграфные столбы
- 1900, начало августа — Вооруженные силы России, США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Австро-Венгрии и Италии. начали наступление на «боксеров» и подавили восстание
- 1901, 18 июля — Открыто временное движение поездов и перевозки грузов по всей протяженности КВЖД
- 1903, 14 июня — Строительное управление КВЖД передало дорогу Эксплуатационному управлению, что стало официальной датой открытия КВЖД
- 1917, 12 декабря — единственным хозяином КВЖД провозгласил себя Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов
- 1917, 26 декабря — Харбин занят китайскими войсками
- 1920, 19 марта — китайцы оккупировали полосу отчуждения вокруг КВЖД и прекратили деятельность охранной стражи КВЖД
- 1924, 31 мая — по заключенному в тот день договору между СССР и Китаем КВЖД продолжала обслуживаться русскими специалистами
- 1929, 10 июля — очередной конфликт на КВЖД. Китайская армия захватила КВЖД
- 1929, 22 декабря — Особая Краснознамённая Дальневосточная армия восстановила статус-кво
- 1931, сентябрь — начало японского вторжения в Маньчжурию
- 1932, 5 февраля — Харбин включен в состав новой марионеточной страны, контролируемой Японией, Маньчжоу-Го
- 1935, 23 марта — СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД
- 1945, 20 августа — войска 2-го Дальневосточного фронта и корабли Амурской флотилии вернулась КВЖД под контроль СССР.
- 1950, 14 февраля — в Москве состоялось подписание Договора о дружбе между СССР и КНР.
Ещё статьи
Что означает выражение «бить баклуши»
выражение «Собаку съел»
Что означает выражение «до талого»