
Толпа
«Пропаганда — распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности» (Большая Советская энциклопедия)
Виды пропаганды
- Белая – не допускает искажение фактов ради достижения целей. Такая пропаганда может лишь представлять события в выгодном свете.
- Серая – допускает незначительные искажения фактов, такие, как недоговаривание, замалчивание, преувеличения, манипуляции со статистикой.
- Черная – допускает любое искажение реальности, в том числе и откровенно вымышленные или перевёрнутые факты, ради достижения задач
Методы пропаганды
-
— многократное повторение — предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно если она сформулирована в виде простого легко запоминающегося слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина
— полуправда — людям подаётся несколько утверждений, часть которых являются известными или легко проверяемыми, а другая часть или искажается, или опускается
— эффект первичности — при поступлении противоречивой информации, проверить которую невозможно, люди склонны верить той, что поступила первой, вторичная информация воспринимается людьми как попытка их переубедить и вызывает сопротивление в независимости от объективности, адекватности и достоверности новых фактов
— эффект присутствия — используется при репортажах с мест боев, в криминальной хронике, сообщениях об авто- и др. катастрофах. Зритель погружается в центр событий, не подозревая, что происходящее – лишь имитация
— анонимный авторитет — апеллирование к авторитетному мнению специалиста в какой-либо сфере. Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев далека от правды, но ссылки на мнение авторитета придают ей солидность и вес в глазах обывателей
— ложные аналогии — объект искусственно привязывается к тому, что воспринимается массовым сознанием как очень плохое (или наоборот – хорошее), особенно эффективны метафоры, которые, опираясь на ассоциативное мышление, позволяют значительно экономить интеллектуальные усилия. Поэтически выраженная мысль очень соблазнительна: вместо изучения и осмысления конкретной проблемы, её предыстории, можно прибегнуть к ассоциациям, которые отсылают к иным, уже изученным состояниям. Также часто в целях пропаганды пользуются аналогиями между нынешним положением вещей и состоянием, о котором большая часть аудитории имеет абстрактное представление
— информационная блокада — путём блокировок и запретов создаётся информационный вакуум по какому-то вопросу. Потом информация, выгодная тем, кто блокирует, вбрасывается в массы. Это позволяет обеспечить единую интерпретацию происходящих событий, а другая точка зрения практически недоступна для широкой аудитории
— «очевидцы» события — подбираются один или несколько подставных очевидцев события, которые его эмоционально описывают, не чураясь при этом искажения фактов, выдумки, преувеличения, или преуменьшения эмоций. Так событие преподносится в нужном свете
— «гнилая селёдка» — шведский деликатес Сюрстрёмминг представляет собой квашеную сельдь с сильным запахом гниения. Прикоснувшись к Сюрстрёмминг однажды, человек будет своим запахом ещё долго невольно сообщать окружающим о этом факте. Аналогично можно добиться у публики чётких ассоциаций между человеком и порочащим его фактом. Подбирается обвинение, пусть ложное, лишь бы оно было максимально грязным и скандальным, например, сексуальные домогательства, аморальное поведение, растление детей и т.п. Как только обвинение становится предметом публичной дискуссии, имя человека с ним ассоциируется. Последствия этого метода невозможно снять обычными логическими доводами.
— «большая ложь» — похож на «гнилую селедку». Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и неправдоподобную ложь, что практически невозможно поверить, что о таком станут врать
— «абсолютная очевидность» — требуется убедить общественность, что определенная точка зрения поддерживается большинством населения, и эта поддержка тотальная и безальтернативная. Одним из классических способов внедрения метода «абсолютной очевидности» часто становится публикация результатов так называемых «социологических опросов», показывающих «абсолютное» общественное мнение по той или иной проблеме
— символы — символы, например, свастика, опираются не на логическое мышление, а на ассоциативное, и способны не только быстро вызывать эмоции сами по себе, но и сохранять эмоциональный заряд в течение долгого времени
— комментирование — приём не насаждает нужную точку зрения, а мягко подводит публику к нужным выводам. Комментатор предлагает несколько вариантов интерпретации неоднозначному факту, но подаётся это с такой интонацией, выражением лица, многозначительными паузами, наводящими вопросами, что это часто имеет тот же эффект, что и авторская оценка. При этом подача информации выглядит объективной, ведь зритель сам сделал выводы, никто не навязывал ему мнение (по материалам cтатьи Р. И. Гриванова и Е. С. Остапенко «Основные методы пропаганды как средства манипуляции общественным мнением», 2022)