Ваш ум – всё. Вы становитесь тем, что думаете
(Будда)Считается, что происхождением фразеологизм мens aditat molem обязан римскому поэту Публию Вергилию Марону (15 октября 70 — 21 сентября 19 г. до н. э.) В его эпосе «Энеида», который посвящён истории легендарного троянского героя Энея, после падения Трои переселившегося в Италию с остатками своего народа
«Все я скажу и тебя в сомнении, сын,
не оставлю”, – Начал Анхис, и все по порядку отдельно
открыл он.
«Твердь изначала и землю, и вод текучих просторы,
и лучезарный шар Луны, и светило Титана
Дух изнутри питает, и всею, разлитый по членам,
Движет громадою Ум и с великим сливается телом.
Род и людей, и животных отсюда, и жизни летучих,
И те чудовища, понт что под гладью мраморной носит.
Сила в сем огневая и происхожденье небесно» («Aeneis», VI, 726-727, перевод В. Я. Брюсова)
— — — — —
«Землю, небесную твердь и просторы водной равнины,
Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды, —
Все питает душа, и дух, по членам разлитый,
Движет весь мир, пронизав его необъятное тело.
Этот союз породил и людей, и зверей, и пернатых,
Рыб и чудовищ морских, сокрытых под мраморной гладью» (перевод С. Ошерова)
Как можно заметить, в переводе Брюсова «Движет громадою ум», а в переводе Ошерова «Дух… движет весь мир», хотя spiritus intus alit это все-таки «дух (а не ум) … питает»
Использование мысли Вергилия
— «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem*» (Карл Маркс «К критике гегелевской философии права», 1844 год)
*В переводе с латинского — отвечает непосредственным интересам и потребностям каждого человека, к которому она обращена