
Золотая середина
Русский аналог выражения "Nimia omnia nimium exhibent negotium hominidus" - всё хорошо в меру
Из истории Древнего Рима
Культура Республики
"Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью. Во II–I вв. до н.э. происходит отход от коллективизма, усиливается индивидуализм, личность противопоставляет себя государству, переосмысляются и даже критикуются традиционные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям"
Источник Строительство
— V в. до н.э. — Рим застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты)
— IV–III века до н.э. — Рим начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы, акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы, дороги (Аппиева дорога)
— II–I вв. до н.э. — Рим делится на кварталы, оформляется центр города (Форум), устраиваются парковые зоны на окраинах. Началось строительство театров; жилые дома богатых римлян — окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения; излюбленным местом отдыха римской знати стали загородные поместья, чьей неотъемлемой частью были сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем
Литература
— V-III века до н.э. — доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, свадебные, застольные, погребальные песни, религиозные гимны песни шуточного и пародийного характера, сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан
— Середина III века-I век до н.э. — возникновение письменной литературы
Литераторы
— Аппий Клавдий (конец IV–начало III вв. до н.э.) — первый, известный, автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.
— Ливий Андроник (1-й половина III-II век до н.э.) — драматург, поэт, переводчик и актёр
— Гней Невий (II век до н.э.) — поэт
— Драматурги — Тит Макций Плавт, Публий Теренций Афр, Тит Квинкций Атта, Луций Афраний
— Поэты — Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл, Лукреций Кар
— Писатели — Квинт Фабий Пиктор, Луций Цинций Алимент, Гай Ацилий, , Юлий Цезарь, Саллюстий Крист, представители научной прозы Теренций Варрон, Витрувий
Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234–149 до н.э.). Расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря "Записки о Галльской войне" и "Записки о гражданской войне" и Саллюстия Криспа "Заговор Катилины", "Югуртинская война", "История"
— Скульптура была не столь развита, в Древней Греции. Доминировал скульптурный портрет, которым мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей.
— Живопись — лишь стенная