Происхождением афоризм обязан римскому писателю Авлу Геллию, который в своем сочинении «Аттические ночи» (XVII, 19, 6) привел слова греческого философа Эпиктета
"тот же самый прославленный Эпиктет...имел обыкновение говорить, что есть два порока гораздо более серьезных и ужасных, чем остальные: нетерпимость и невоздержанность когда мы не принимаем и не переносим несправедливости, которые следует терпеть, или когда мы не воздерживаемся от вещей или наслаждений, от которых мы воздерживаться должны. "Итак, - говорит Эпиктет, - тот, кто хранит эти два слова в сердце и заботится о том, чтобы им следовать и соблюдать их, станет практически безгрешен и будет жить самой безмятежной жизнью". Он называл эти два слова: α̉νέχου (выдержи) и α̉πέχου (воздержись)"
Авл Геллий (не позднее 130 года — не ранее 170 года)
Древнеримский писатель. Получил традиционное для римлян среднего достатка образование: риторика, философия, юриспруденция. Год прожил в Афинах, где продолжал учиться, сблизившись с местными интеллектуалами — Тит Помпоний Аттик, Перегрин Протей. В Афинах Авл Геллий начал собирать материалы для будущей своей книги и писать её (работа велась по ночам в Аттике, в окрестностях Афин, из-за чего и появилось название). Потом возвратился в Рим, там «Аттические ночи» и завершил. В Риме он приступил к исполнению обязанностей судьи, подходил к ним очень серьёзно, тщательно готовясь к процессам, изучая книги по судопроизводству и советуясь с опытными людьми. Подробности его дальнейшей жизни и примерная дата смерти неизвестны
«Аттические ночи»
Сочинение состоит из 20 книг и содержит 434 главы (почти полностью утрачена VIII книга, от нее дошло всего 15 фрагментов, и сильно повреждены начало и конец произведения). Представляет собой собрание небольших разнородных по тематике очерков, отличающееся огромным охватом сведений о различных сторонах жизни и науки своего времени. Авл Геллий затрагивает вопросы литературы, грамматики, риторики, философии, юриспруденции, истории, физики, математики, естествознания и медицины.
«Аттические ночи» не только погружает современного читателя в самые разнообразные сферы античной культуры, но и являются ценнейшим историческим источником: содержат извлечения более чем из 250 древних авторов, в том числе огромное количество цитат из не дошедших до нас памятников античной литературы более раннего периода
Эпиктет (ок. 50 — 138)
«Древнегреческий философ-стоик; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Родился во Фригии. Его мать была рабыней, сам он был привезен в Рим, где стал рабом Эпафродита, императорского вольноотпущенника, секретаря Нерона. Эпиктет всегда исполнял свое дело расторопно и хорошо и поступал так не из страха наказания, как другие рабы, но охотно и радостно, нисколько не стыдясь своего рабского положения. Известно, что в Риме он изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Неизвестно, когда и кто освободил Эпиктета, но в 94 году император Домициан изгнал из Рима многих философов, в том числе Эпиктета, который был на тот момент вольноотпущенным. Покинув Италию, он основал в Никополе свою философскую школу, имевшую огромный успех. Мудрые речи Эпиктета, его искренность, красноречие и сердечное расположение ко всем людям покоряли его собеседников. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет стал знаменитым. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан, ставший его учеником и записавший философские беседы Эпиктета. Эпиктет и в жизни следовал принципам того учения, которое он проповедовал. Несмотря на пришедшую к нему славу и покровительство императора, он оставался таким же непритязательным в быту, как в годы безвестности. Все имущество Эпиктета состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы. Строгость его моральных правил и верность принципам благородной бедности вызывали к нему глубокое уважение не только у современников, но и у последующих поколений. Умер он в глубокой старости в середине II века» (Википедия)
Стоицизм
Философская школа, возникшая в Афинах около 300 года до н. э. и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Согласно стоицизму задача человека — освободиться от страстей и влечений, жить повинуясь разуму, проявляя твёрдость, стойкость в жизненных испытаниях и несчастьях. Виднейшие представители философии стоиков Зенон Китийский, Хрисипп из Сол, Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий