Гораций

Desipere in loco — безумствовать, там где это уместно. Следует вести себя в зависимости от ситуации, обстановки; жить, пока живётся; радоваться тому, что дарует жизнь

Аналог выражения "Desipere in loco" ("безумствовать, там где это уместно") первая строка студенческого гимна "Гаудемус" "Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!" ("Будем веселиться, Пока мы молоды!)
    Происхождением выражение обязано древнеримскому поэту «золотого века» римской литературы Квинту Горацию Флакку или просто Горацию (8 декабря 65-27 ноября 8 г. до н. э.). В «Одах» — сборнике стихотворений из четырёх книг, опубликованных в 23 и 13 годах до н. э. сказано

    «Право, медлить ты брось, всякий расчет забудь.
    Помня мрачный костер, можно пока, дерзай
    С трезвой мыслью мешать глупость на краткий срок:
    Сладко мудрость забыть порой"
    (IV, 12, 28)

Аналоги выражения Desipere in loco

  • Delicias habet omne suas et gaudia tempus — всякое время имеет свои удовольствия и радости
  • Dulce est desipere in loco — приятно в свое время подурачиться
  • Dum vivimus, vivamus — давайте жить, пока живется

Применение фразы «Desipere in loco» в литературе

    «Сэр Артур, — сказал антикварий, — не будем терять время, оно дорого. Я надеюсь, еще настанет пора, когда мы опять будем шутить. Как учит Гораций, desipere in loco» (Вальтер Скотт «Антикварий», глава XLII)

Из истории Древнего Рима

    Римляне

    Основным содержанием истории республики Древнего Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю («оккупировать») из «общественного поля»; плебеи требовали также отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. При этом плебеи к началу V века до н. э. составляли бОльшую часть римской армии.
    494 год до н. э. — после очередного отказа сената удовлетворить требования плебеев войско, составленное из них, вышло из ворот города и расположилось недалеко, на Священной горе. Патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая ветвь власти – народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов, налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности
    471 — плебеям удалось добиться принятия закона об избрании народных трибунов трибутными комициями (собраниями плебеев по трибам), таким образом патриции лишились возможности влиять на выборы через своих вольноотпущенников
    457 — число народных трибунов возросло до десяти
    456 — народный трибун Луций Ицилий провел закон о предоставлении плебеям и переселенцам права застройки и возделывания земли на Авентинском холме
    452 — плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради ограничения полномочий патрицианских магистратов; деятельность консулов и народных трибунов на время работы комиссии была приостановлена
    451–450 — децемвиры составили законы, которые были выгравированы на медных досках и выставлены на Форуме (законы Двенадцати таблиц): они защищали частную собственность; утверждали суровое долговое право (должника могли продать в рабство и даже казнить), установив при этом предел ростовщического процента (8,33% годовых); определяли юридический статус основных социальных категорий римского общества (патрициев, плебеев, патронов, клиентов, свободных, рабов); запрещали браки плебеев с патрициями

Ещё статьи