Юрьев день — 26 ноября по старому стилю, 9 декабря — по новому. Примерное время окончания полевых работ в деревне. До середины ХV века за неделю до этого дня и неделю после русские крестьяне имели право на смену владельца (крестьяне Руси были закабалены, то есть принадлежали феодалу с IX — XI веков). При полном введении крепостного права во времена царствования Бориса Годунова правило Юрьева дня было отменено.
Юрьев день
«Крестьянин был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т.е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина, так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину: землевладелец, например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Из этих естественных отношений сельского хозяйства вытекала необходимость однообразного, законом установленного срока для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Судебник Ивана III установил для этого один обязательный срок — неделю до юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую за этим днем. Впрочем, в Псковской земле в XVI в. существовал другой законный срок для крестьянского выхода, именно филиппово заговенье (14 ноября). Значит, крестьянин мог покинуть участок, когда кончались все полевые работы и обе стороны могли свести взаимные счеты.» (Ключевский В.О. «Курс русской истории»)
Смысловые синонимы поговорки
- Без меня меня женили
- Где тонко, там и рвется
- Из огня да в полымя
- Знал бы, где упадешь, соломку подстелил
- Не было печали, так черти накачали
- Не было у бабы забот, купила порося
- Не всё коту масленица
- Час от часу не легче
Употребление фразеологизма в литературе
— «Когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеевича не на кровати, а в двух шагах от нее.. Он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду [перед смертью] повторил: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (И. Тургенев «Несчастная»)
— «Торговые, посадские, промышленные люди на торгу неподвижно слушали указ [о сборе денег по случаю войны], повесив головы, опустив руки. Конь, знамо дело, любит овес, земля — навоз, а воевода — принос! — Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — проговорил Босой» (В. Н. Иванов, «Черные люди»)
— «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Что же теперь делать? Может быть, правы Угрюмый и Геннадий? Почему молчит Аким, почему не предупреждает Демьяна и Прохора об опасности? Значит, он предатель. (Г. Брянцев «По тонкому льду»)
— «Так ведь мы их… в реку покидали,— шепотом ответил Николай. — Слыхал,— по-прежнему громко сказал Даниил Артемьевич. — Что же, вы их и дальше будете в реку кидать? Вот те, бабушка, и Юрьев день…» (А. Рекемчук «Молодо-зелено»).
— «Православные! Когда сядет Дмитрий на свой отцовский стол, всем Юрьев день отдаст, все кабалы порешит, всем свобода по старому!» (А. Толстой «Царь Борис»).
— «По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (Н. Гоголь «Ревизор»)
— «Вот — Юрьев день задумал уничтожить.
Не властны мы в поместиях своих.
Не смей согнать ленивца! Рад не рад,
Корми его; не смей переманить
Работника! — Не то, в Приказ холопий.
Ну, слыхано ль хоть при царе Иване
Такое зло? А легче ли народу?
Спроси его. Попробуй самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.» (А. Пушкин «Борис Годунов»)