Известию о существовании в древней Руси этого выражения мы обязаны «Повести временных лет» («Первоначальной летописи», «Начальной летописи», «Несторовой летописи») — наиболее ранней из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Была создана в Киеве в 1110-х годах. Автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор (ок. 1056 — ок. 1114)
«Сиже обри воеваша на словены и насилие творяху женам дулебьскым: аще поехати будяши обрину, не дадяше впрячи ни коня ни волу, но веляше впрячи 3 ли 4 ли 5 ли жен в телегу, и повести обрина; и тако мучаху дулебы. Быша бо обри телом велици, а умом горди, и бог потреби я, и помроша вси, и не остася ни едни обрин; и есть притча в Руси и до сего дне: погыбоша аки обри, ихже несть ни племене, ни наследка»
Авары
Кочевники тюркского происхождения, во времена великого переселения народов к середине VI века из приазовско-каспийских степей перебрались в центрально-европейские провинции бывшей Римской империи Дакию (часть современных Румынии, Молдовы, Украины, Болгариии) и Паннонию (часть современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии). Откуда производили беспрерывные разорительные набеги на Византийскую территорию, дважды подходили к Константинополю, проникали в Грецию, став для соседей, и, в первую очередь, для чешских и моравских славян, злейшим и опаснейшим врагом. Насилия, чинимые аварами над славянами в VI, VII и VIII веках и нашли отзвук в летописи Нестора.
К концу VIII века авары утратили былое могущество и были покорены королем франков Карлом Великим. Через сто лет авары как отдельный народ исчезли, слившись с мадьярами, «погыбоша аки обри»
Применение выражения в литературе
— «Мало ли их на Русь наскакивало, а где они теперь? Погибоша аки обры, как говорится… ― Ты только клич кликни по всей Руси: Волгу вёслами раскропим, Дон шеломами весь вычерпаем!..(И. Ф. Наживин «Глаголют стяги»)
— «И сколько их здесь осталось, без имени, без следа… «погибоша, аки обры»… Странно немножко пить чай со сливками в степи, в которую боялся отважиться царь персов со своими миллионами войск, и где, говорят, пили, вместо чая, кровь из черепа врага» (Е. Л. Марков «Очерки Крыма»)
— «Еще дюйм, и я бы вывесил язык: «Погибоша аки обре». Какой же вы русский, если не знаете древнейшей русской пословицы?! Впрочем, ― галстук выскользнул из растопырившихся рук Катафалаки, ― в пословицу вкралась неточность ― народ обров погиб не весь, и именно я последний обр, смерть которого была бы смертью целого народа. Вы понимаете, что мне необходимо всячески плодиться и размножаться, чтобы древнее племя обров не угасало и легенда стала действительностью?» (С. Д. Кржижановский «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки»)
— «Падение аварского могущества совершилось так быстро и решительно, что у славян послужило предметом особой поговорки: русский летописец, называвший аваров обрами, говорит, что из них в живых не осталось ни одного, «и есть притча в Руси и до сегодня: погибоша аки обри» (С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)