Краткое содержание «Повести временных лет»
-
— Происхождение славян, расселение славянских племён, нравы, быт
— Образование Киева
— Вражеские нашествия кочевников на земли славян
— Призвание варягов
— Княжение Олега, Игоря, Ольги, её крещение, Святослава, Владимир Святого
— Крещение Руси
— Жития святых
— Княжение Ярослава, Изяслава, Всеволода, Владимира Мономаха
Происхождение «Повести временных лет»
Наибольший вклад в вопрос о происхождении, авторах, содержании «Повести временных лет» внес академик А. А. Шахматов. Он дал такой расклад
-
— В 30 — 40 годах XI века была создана Новгородская летопись
— Примерно в это же время в Киеве был создан «Древнейший Киевский свод». Он основывался на византийских хрониках и народных сказаниях славян
— В 1050-е годы на основе «Древнейшего Киевского свода» и Новгородской летописи был составлен «Древний Новгородский свод»
— В 1070-е годы монах Киево-Печерского монастыря Никон, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод»
— 1090-е годы на основании «Первого Киево-Печерского свода» и «Древнего Новгородского свода» был составлен «Второй Киево-Печерский свод». Свод был дополнен материалами греческого хронографа Паремийника, устными рассказами воеводы великого князя Ярослава Владимировича Яна Вышатича и житием основателя Киево-Печерской лавры Антония Печерского
Редакции «Повести временных лет»
«Повесть» не сохранилась отдельным изданием. Она дошла до нас в рукописных версиях (списках). Извесны около 20 списков, в том числе Лаврентьевский, Ипатьевский, Троицкий, Радзивиловский, Никоновский. Делая копии летописей, переписчики допускали ошибки, потому в списках имеются разночтения: где-то изменена буква, где-то дата, где-то пропущено или добавлено слово.
Кроме того, «Повесть» несколько раз подвергалась редактуре, то есть её авторы сознательно излагали то или иное событие под тем или иным углом зрения, могли добавить рассказ о каком-то событии, могли умолчать о нём. Всё зависело от князя, которому служили летописцы
-
— 1113 — первая редакция, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор жил во время правления князя Святополка Изяславича. Эта редакция «Повести…» не сохранилась. Её реконструировал академик Шахматов
— 1116 — вторая редакция, составленная игуменом Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром. Сильвестр служил Владимиру Монмаху. Она дошла до нас в Лаврентьевской летописи, которая была создана в 1377 году и является самой древней дошедшей до наших дней датированной русской летописью
— 1118 — третья редакция, составленная духовником князя Мстислава Владимировича (имя неизвестно), была обнаружена в Ипатьевской летописи, появившейся в конце 1420-х годов
История обнаружения «Повести временных лет»
Впервые «Повесть временных лет» была обнаружена в Лаврентьевской летописи, которая хранилась по разным теориям то ли в владимирском Рождественском монастыре, то ли в Печёрском нижегородском монастыре. В 18 веке рукопись оказалась в собрании новгородского Софийского собора. В 1791 она попала к графу А. И. Мусину-Пушкину, который в начале XIX века преподнёс её в дар императору Александру I, передавшему летопись в Императорскую публичную библиотеку. Лаврентьевская летопись содержит вторую редакцию «Повести…».Ипатьевская летопись была найдена В 1809 году в Библиотеке Академии наук автором «Истории государства Российского» Н. Карамзиным. Первоначально хранилась в библиотеке Ипатьевского монастыря под Костромой. Ипатьевская летопись содержит третью редакцию «Повести…»
Крылатые фразы «Повести временных лет»
-
— Веселие Руси есть пити
— Погибоши аки обры
— Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет
— Отсюда есть пошла русская земля