Л. Метцель — автор выражения «Реклама-двигатель торговли»

Слоган «реклама — двигатель торговли» звучал сначала иначе. Первое в России рекламное бюро, созданное в 1878 году Людвигом Метцелем, продвигало свои услуги лозунгом «объявление — двигатель торговли», потому что назвалось «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и К». «Реклама — двигатель торговли» — это уже инициатива партнеров Метцеля из Европы, с которыми он вёл дела

Людвиг Метцель

Родился 9 марта 1854 года в Праге в еврейской семье. Отец Мориц (Моисей) Метцелеш (1814-1896) был предпринимателем, мать Барбара (Бетти), урожденная Кауфманн (1820-1866), происходила из Мюнхена. У Людвига было шесть братьев и сестер. После смерти матери отец женился во второй раз. От этого брака произошли художник Рихард Метцль и актриса Оттилия Метцль, жена писателя Феликса Зальтена, автора «Бемби».

В 1878 году в Петербурге Людвиг вместе с братом Эрнстом основал первое в России рекламное агентство, исполнительным директором которого был одессит Владимир Абрамович Поляков (1864-10 мая 1939). «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и К» помогала частным лицам и компаниям размещать рекламу в прессе. Сотрудники конторы связывались с работниками газет и типографий и договаривались о печати рекламы. В 1882 году Метцель построил собственный павильон на 1-й Всероссийской художественно-экономической выставке в Москве, которую посетил молодой царь Александр Третий и удостоил Метцеля золотой медали «За полезное».

Фирма Метцеля имела офисы в Петербурге и Москве, руководила рекламными отделами 80 процентов ежедневных российских газет. Метцль также издавал также несколько деловых газет и литературный журнал «Эпоха» (1886–1888).

Эрнст Метцель умер в 1900 году, с тех пор Людвиг стал единственным владельцем фирмы L. & E. Metzl & Co, которая к тому времени открыла филиалы в Варшаве, Берлине, Нью-Йорке, Бостоне, Буффало и др. городах, имела исключительное право на размещение коммерческой рекламы из России во многих иностранных газетах, а зарубежной рекламы — в российских газетах. В 1901 году она получила монополию на русскую рекламу во всех крупных газетах Персии. За это время Агентство было преобразовано в акционерное общество с уставным капиталом 2 млн рублей (для сравнения, дом стоил около 30 000 рублей).

У Людвига Метцля была квартира в Шарлоттенбурге (Большой Берлин), а в Вене он был председателем ассоциации, приглашавшей русских музыкантов на концерты.

Во время антинемецких беспорядков в 1915 году фирма Метцеля пострадала, а после Октябрьской революции и большевистского указа «О введении государственной монополии на объявления» и вовсе перестала существовать. Её филиалы, как независимые компании, остались только в некоторых городах Европы (Варшава, Париж). Метцль же и Поляков переехали в Париж, где создали рекламное агентство Publicité L. Metzl. Умер Метцель в Париже в 1942 году

Использование выражения «Реклама — двигатель торговли» в литературе

«И он отвечал: «У Бенчика». Что и говорить, реклама — двигатель торговли. И покупатели не обижались на Бенчика и тем более на моего смекалистого папу, лишний раз убеждаясь в булочной: «за маленькую цену большого удовольствия не увидишь» (Ефим Гаммер «Живые зеркала»)
«Разрешите отпустить Елену E, это лучшие ноги цеха ТНП, просит Данила. Разрешаю! ― повелевает директор. ― Быть по сему! И не забывайте: реклама ― двигатель торговли! Попросите видеокамеру и снимите несколько рекламных роликов для местного телевидения!» (Ксения Букша «Собода»)
«Да и многие стороны израильской жизни становились мне более понятными после наших кофейных бесед. Реклама ― двигатель торговли, даже ― книгами. Помню, Шема устроила в своей лавке «презентацию» кваса» (А. Бовин «Пять лет среди евреев и мидовцев»)
«Потому что не платил, не плачу и платить не буду. Хотя реклама ― двигатель торговли, нужно показываться… Но и тут однажды Тамара Максимова сделала мне козу на «Музыкальном ринге» (Александр Розенбаум «Бультерьер»)
«Мы сразу стали по заводам ездить и в один прекрасный день попали на завод «Кондор». А фирма эта, надо сказать, на весь мир прошумела новой скоростной машиной. Правда, шум был устроен в особых целях. У них лозунг такой: реклама ― двигатель торговли… ― Или, по-нашему говоря, ― ввернул доктор, проклиная свою забывчивость, ― не обманешь ― не продашь» (С. Вишенков «Испытатели»)

Ещё статьи

  • «Жив курилка»
  • «Жираф большой, ему видней»
  • «Жребий брошен»
  • «Заблудшая овца»