Примитивный аналог рэндзю - игра "крестики-нолики"
История рэндзю
-
Игра родилась около 4000 лет назад в Китае. В III веке нашей эры с китайскими эмигрантами попала в Японию. Стала популярна сначала в среде аристократии, потом — везде. В XVII — XVIII веках в неё играл уже весь народ. В XIX веке появились первые книги по теории игры, были разработаны современные правила
Название "рэндзю" введено в 1899 году знатоком китайской поэзии Тайтиро Кобаяси и переводится как "нитка жемчуга"
Термины рэндзю
- Поле (доска) расчерчено 15 горизонтальными и 15 вертикальными линиями
- Камни — 50 черных, 50 белых
- Пятерка или мат — 5 камней, выстроенных в непрерывный ряд
- Длинный ряд — непрерывный ряд из шести и более камней одного цвета
- Четверка или шах — ряд из четырех камней одного цвета
- Прикрытая четверка — ряд из четырех камней одного цвета, который можно продолжить до построения пятерки только в одном направлении
- Открытая четверка — ряд из четырех камней одного цвета, который можно продолжить до построения пятерки в двух направлениях
- Тройка или полушах — ряд из трёх камней, который может одним ходом достроен до открытой четверки. Тройки могут быть сплошными или с интервалом: два камня — интервал — один камень
- Вилка — создание одним ходом одновременно не менее двух угроз построения пятерки. Вилки бывают 3Х3, 3Х4, 4Х4. Построение вилки обычно приводит к победе. На диаграмме вилка 4Х3, созданная чёрными
- Фол — построение чёрными вилок 3Х3, 4Х4, длинного ряда. На диаграмме пример фолов: вилки 4Х4, установленные черными
Тройки и четверки - структуры, против которых соперник должен принимать контрмеры
Правила рэндзю
-
— Два игрока поочередно выставляют камни черного и белого цвета на свободные пересечения первоначально пустого игрового поля, обычно начинают с центра
— Сначала ходят черные
— Побеждает тот, кто первым построит непрерывную линию из пяти камней. На диаграмме — ряд из пяти черных камней, победа
— Черные ограничены в возможности создания ведущих к победе вилок 3Х3 и 4Х4, всех вилок кратностью более двух и длинного ряда. Эти нарушения называются фолами
— Если черные нарушили правила, но белые этого не заметили и продолжили игру, она развивается дальше, если заметили — черным засчитывается поражение
Главное тактическое правило рэндзю - делать такой ход, который бы одновременно нейтрализовал атаку соперника и представлял для него угрозу
Из-за огромного множества возможностей так или иначе продолжать игру чётких рецептов ведения атаки и, соответственно, защиты (дебютов, как в шахматах или шашках) в рэндзю не существует. Поэтому наряду с точным аналитическим расчетом вариантов большое значение имеет интуиция, которая зависит от опыта. Так что, чем больше играешь, тем лучше получается