Происхождение Гименея темно. То ли он сын бога света Аполлона и одной из муз-богинь-покровительниц искусств и наук (Каллиопы, Урании или Терпсихоры), то ли сын бога виноделия Диониса и богини любви Афродиты, то ли вовсе не бог, а простой юноша, которого верховный бог Зевс возвел в ранг божества. Точно известно лишь одно: он был удивительно хорош собой, а потому его красотой и статью восхищались и люди, и богини, и боги
Гименей в брачной церемонии древних греков
"Свадьба у древних греков - продолжительный и насыщенный музыкой обряд. Под звуки авлоса (духового инструмента), невеста выходила из дома родителей и садилась в повозку или даже на колесницу. Ее окружали друзья и родственники, поющие свадебные песни. Затем начиналось шествие.
(Е. В. Герцман «Музыка Древней Греции и Рима»)
Впереди колесницы шли авлеты, игравшие специальную мелодию-авлему, называвшуюся «гамелион» («γαμήλιον» — это наименование произошло от глагола «γαμέω» — жениться)...
Наряду с авлемой «гамелион» существовал и «гамелион мелос» (свадебное пение), исполнявшийся уже со словами. Эту песнь пели друзья и родственники невесты, участвовавшие в свадебном кортеже.
За колесницей шла мать невесты, молодые женщины, а за ними — мужчины. Завершали кортеж танцоры, плясавшие под звуки струнных инструментов.
Участники свадебной церемонии были убеждены, что их шествие возглавляют невидимый для человеческого глаза юный бог брака Гименей, спутник богини любви Афродиты. Легенда гласит, что он был рожден не богом, а простым человеком. Однажды, в самый канун нескольких свадеб, разбойники похитили группу афинских девушек, которые должны были выйти замуж. В городе воцарился
траур, и все уже оплакивали несчастных девушек. Но вдруг они неожиданно возвратились. Привел их отважный и храбрый юноша Гименей. Повсюду начали греметь возгласы: «О, Гимен, о, Гименей!» Под эти возгласы и состоялись свадьбы спасенных девушек. С тех пор Гименей был обожествлен, и на каждой свадьбе поют гимн в его честь. Он открывает всякое свадебное шествие, возглавляя его на своих белоснежных крыльях. Поэтому в течение всего пути от дома невесты к дому жениха звучала свадебная песнь, с постоянно повторяющимся рефреном: «О, Гимен, о, Гименей!»
«Пою тебе, бог Гименей»
Пою тебе, бог Гименей -
Ты соединяешь невесту с женихом,
Ты любовь благославляешь-
Бог новобрачных,
Бог Гименей, бог Гименей!Прославлен Нерон, невеста
Непокорна - как невинны очи
И как светло чело,
Счастье, счастье-блаженство
Новобрачным - пою тебе и
Призываю
Бог Гименей, бог Гименей!Эрос, бог Любви-
Пусть их освещает-
Венера предлагает
Чертоги свои.Слава и хвала Кризе и Нерону!
Пою тебе, Бог Гименей,
Бог Гименей, Бог Гименей!
(А. Рубинштейн опера «Нерон»)
Применение выражения в литературе
— «Нет уж. Узы Гименея, извини, не для меня. Тем более, что всех интересует лишь моя сберкнижка… Кстати, что там с алиментами?» (Сергей Довлатов «Иностранка»)
— «Он даже знает, что у Степана Разина «узы Гименея» слабину дали еще лет двадцать назад, когда с койки по боевой тревоге соскакивал…» (Виктор Конецкий «Вчерашние заботы»)
— «Брак, узы Гименея… А твоя Марья Филипповна нешто лучше себе долю выбрала, пойдя за сочинителя, чем шутиха Буженинова?» (Ю. М. Нагибин «Остров любви»)
— «А он даже не старался скрывать того, что готов сыграть роль свата, чтобы превратить узы Гименея в цепи, приковывающие меня к его «фабрике» (А. Р. Беляев «Продавец воздуха»)
— «Признаюся, грешный человек, меня самого тогда подмывало повторить узы Гименея, да жаль стало Викторика, а ему в ту зиму только пошел четвертый годочек» (Т. Г. Шевченко «Капитанша»)