Беломорканал
Водный путь из Онежского озера в Белое море длиной 227 километров, связавщий в конечном счёте Белое и Балтийское моря, а затем ставший частью Волго-Балтийского водного пути (здесь и далее сведения из Википедии). Начато строительство в конце 1931 года, закончено летом 1933 года. Работы велись без применения современной техники, вручную. Применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Всего через Белбалтлаг (Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь) прошло около четверти миллиона человек, погибло примерно 12 800 человек. После окончания строительства освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 ЗЭКов
Пока ты рос, носил матроску
И тягот жизненных не знал,
От Повенца до Беломорска
Мы провели тебе канал.Теперь ты ходишь капитаном,
Теперь ты водишь здесь суда,
Но не сказал ты уркаганам
За то спасибо никогда.Когда ты видишь здесь берёзки,
А рядом – камни-валуны,
Знай: здесь пролились наши слёзки
И кореша погребены.Так пусть им будет спать не жёстко
В земле холодной, словно лёд;
От Повенца до Беломорска
Идёт твой белый пароход…
(Инна Гофф)
Лазарь Коган (1889-1939)
Профессиональный революционер. Член РКП 9б) с 1918 года. Участник Гражданской войны. С 1920 года служащий ЧК. В 1930—1932 — начальник Главного управления лагерей и мест заключения ОГПУ, 1932 — 1936 — начальник строительства канала Москва-Волга.
В 1936—1937 — заместитель народного комиссара лесной промышленности СССР. Арестован как враг народа 31 января 1938. 3 марта 1939 расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Реабилитирован в 1956-м