Безумству храбрых поем мы песню — фраза из рассказа М. Горького «Песня о соколе»

...«Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
«В их львином реве гремела песня о гордой птице,
дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
„Безумству храбрых поем мы славу!
„Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью...
Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни
и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
„Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..“»

Ещё одна строка стихотворения стала крылатой фразой — рожденный ползать — летать не может!

"Современный поэт ... поет "безумство храбрых". Но даже и с птичьей точки зрения - в чем же храбрость безумного Сокола? Как известно, соколы нападают не Бог весть на каких страшных врагов - всего лишь на диких уток, гусей, куропаток и т. п. По аллегории г. Горького выходит, что утки и куропатки тиранят соколов, и тем приходится отстаивать свою свободу и "жажду к свету". Забавно это очень. Но публика и молодежь не замечают комических черт "Песни" и бешено аплодируют ей, когда слышат со сцены. Тут, видите ли, "борьба", а уж если борьба, то все равно для какой цели и какими средствами - от одного звука "борьба" в кое-каких слоях принято приходить в восторг. Наше интеллигентное общество, сплошь состоящее на жалованьи, наша молодежь, поголовно стремящаяся попасть на казенные хлеба, - все-таки любят пощекотать свои нервы этим странным словцом... Как типический интеллигент-пролетарий, в котором дух народный совсем выдохся, г. Горький ... попал как раз в тон своему времени, в тон обществу, где читают Ницше. Борьба... Мне вспоминается бедный, кроткий Надсон, который не только мухи никогда не обидел, но которому самая мысль о кровавой борьбе казалась ужасной. В дружеской беседе от отвергал всякий терроризм, а в стихах у него "борьба" рассыпана чуть ли не в каждом стихотворении, иногда по нескольку раз. И нет сомнения, эта "борьба", для публики звучавшая иначе, была одною из главных пружин неслыханного успеха Надсона. Нечто подобное повторяется с г. Горьким" (газета «Новое время», 1900 год, автор М. О. Меньшиков (1859-1918)- публицист, критик)

«Песня о соколе»

«Самарская газета» вчера и сегодня

Стихотворение «Песня о соколе» М. Горький впервые опубликовал в «Самарской газете» 5 марта 1895 года. Он устроился на работу в «Самарскую газету» за две недели до этого. Имел задачу готовить обзоры иногородних газет и, еженедельно, представлять рассказ, очерк, стихотворение. Проработал в Самаре год, из них пять месяцев замещал должность главного редактора, выпустил 63 номера газеты. В 1896 отправился корреспондентом в Нижний Новгород рассказывать о событиях всероссийской ярмарки, регулярно проводимой там, и в Самару вернулся лишь на день 30 августа 1896 года, чтобы обвенчаться с Екатериной Павловной Волжиной, его первой женой

Применение фразеологизма в литературе

«У меня вон вену сестра пятый день ищет, а он: «поп» да «поп»! «Безумству храбрых поем мы песню». А просто безумству ― нет» (Владимир Высоцкий «Жизнь без сна»)
«Потому «безумству храбрых поем мы песню», что оно, как ничто другое, великой силой примера пробуждает в людях благородные чувства, заставляет сильнее биться сердца» (Владимир Санин «Не говори ты Арктике ― прощай»)
«Подвиги! Безумству храбрых поем мы песню! ― с криком вознес руки к потолку Ланцов» (Виктор Астафьев «Пастух и пастушка. Современная пастораль»)
«О Марине мы много спорили ― многие ее жалели, ссылались на ее безумие, а многие осуждали и спрашивали: почему ее безумие выразилось в малодушии и предательстве, а не наоборот: ведь говорится же, что безумству храбрых поем мы песню!» (Владимир Соловьев «Три еврея, или Утешение в слезах»)

Ещё статьи

  • «Желтая пресса»
  • «Жив курилка»
  • «Жираф большой, ему видней»