История феминизма
До середины ХIХ века роль женщины в обществе сводилась к деторождению, воспитанию потомства, наблюдению за домашним хозяйством. За исключение беднейших слоев общества, женщины общественно-полезной деятельностью не занимались. Однако с ростом численности населения, продолжительности человеческой жизни, промышленного производства и, соответственно, потребления, мужских рабочих рук стало не хватать. И у станков, конвейеров, торговых прилавков, офисных конторок место рядом с мужчинами пришлось занять женщинам. При этом права: политические, имущественные, юридические — их остались в архаичном состоянии. Женщинам, хотя они трудились не хуже мужчин, платили меньше, существовали писанные и не писанные законы, запрещающие им заниматься определенными видами деятельности, учиться, ограничивающие карьерный рост. Подобная несправедливость и породила феминизм.
Впрочем, первые проявления феминистских настроений, как указывает Википедия, начались ещё в конце ХVIII века во Франции, в период её великой революции, и в США, во время борьбы за независимость. Первые феминистки выступали с требованием прежде всего равного с мужчинами права голоса. Затем к призывам политического характера добавились вопросы равноправия женщин в правах собственности, в браке, в выборе профессий, в получении образования. В 1848 году в штате Нью-Йорк прошла конференция женщин с подобной повесткой дня. Боевой задор постепенно охватывал женщин всё большего количества стран. В Англии самые радикальные формы приняла борьба за политические права так называемых суфражисток.
в России в 1859 году появилось «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное Трубниковой, Философовой и Стасовой. В том же году в Петербурге была открыта первая воскресная школа для женщин. В 1862 начала действовать первая женская трудовая ассоциация «Общество женского труда». В 1863 в Петербурге открылась женская издательская артель, в 1864 — первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья). С точки зрения феминизма в 1920-х годах самой прогрессивной страной мира была Советская Россия и русский феминизм. Женщинам в СССР было гарантировано политическое и избирательное равенство, их учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых, даже был декриминализован аборт.
Течения феминизма
- Либеральный феминизм. Требует равенства прав мужчин и женщин
- Марксистский феминизм. частный случай капиталистического и классового угнетения.
- Радикальный феминизм. Борьба с режимом патриархата, где главным институтом угнетения является гендерное.
- Лесбийский феминизм. Борьба с сексуальными отношениями с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношени есть продолжение угнетения.
Знаменитые феминистки
- София де Кондорсе (1764 — 1822) — хозяйка светских салонов Парижа
- Абигейл Смит Адамс (1744—1818) — жена президента США Джона Адамса
- Олимпия де Гуж (1748 — 1793) — французская писательница и журналистка, политический деятель. Гильотинирована.
Олимпии де Гуж приписывают слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»
- Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) — английская писательница, философ, автор книги «Защита прав женщины» (1792)
- Сара Мур Гримке (1792 — 1873) — американская активистка движения за отмену рабства и гендерное равенство
- Сара Маргарет Фуллер Оссоли (1810 — 1850) — американская журналистка, писательница
- Лукреция Коффин Мотт (1793 — 1880) — американская активистка движения за права женщин и против рабства
- Эммелин Панкхёрст (1858 — 1928) — английский политический деятель, лидер движения суфражисток
- Эстелла Сильвия Панкхёрст (1882 — 1960) — дочь Э. Панкхёрст, суфражистка и коммунистка
- Сьюзен Браунелл Энтони (1820 — 1906) — американская феминистка и борец за гражданские права женщин
- Джанет Пикеринг Рэнкин (1880 — 1973) — американский общественный деятель, первая женщина, избранная в Конгресс США
Джанет Пикеринг Рэнкин была единственным членом Конгресса, который голосовал против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну
- Александра Коллонтай (1872 — 1952) — русская революционерка, советский государственный деятель и дипломат
- Анна Философова (1837 — 1912) — общественный деятель, один из лидеров женского движения в России в 1860—80-х годах
- Надежда Стасова (1822 — 1895) — общественная деятельница, в 1860—1895 годы возглавляла женское движение в России
Конец феминизма
Главная проблема человечества в том, что оно не умеет вовремя остановиться и любое движение, самое благостное в начале пути, доводит до своей противоположности. Так и феминизм. Сначала были воскресные школы, требования равной оплаты, возможности учиться, иметь равные политические права. Потом женщины потянулись вслед мужчинам в освоении мужских профессий: дипломат, летчик, водитель, шпалоукладчица. Потом они отвергли мужчин, как защитников, добытчиков, глав семейств: зачем, когда женщина сама зарабатывает, сама водит, клеит, штукатурит и забивает? Сегодня женщины играют в хоккей и футбол, квасят друг другу морды на ринге, возятся на татами, летают в космос, руководят международными корпорациями и целыми государствами. Но стали ли они счастливее? Ведь сегодня мужчины видят в них товарищей по работе, коллег в бизнесе, партнеров в сексе, но никак не существ, вызывающих чувство любви, поклонения, желания помочь, защитить, уберечь. Как и мужчины, женщины сегодня озабочены карьерой, зарплатой, вопросами выживания, так же как и мужчины они курят, пьют, матерятся. Женщины перестали быть ими. Этого добивались? Если этого, то они победили.
Конан-Дойл и феминизм
«Хотя Дойл был защитником женщин и прав женщин, методы самих женщин, борющихся за свои права, ему не очень-то импонировали. В начале XX века суфражистское движение в Англии набрало ход. В 1903 году в Манчестере был образован Женский социально-политический союз во главе с известной феминисткой Эмелин Панкхерст; его члены придерживались весьма экстремистских методов борьбы. Начиная с 1906-го суфражистки заимствовали тактику ирландского освободительного движения: устраивали взрывы и поджоги общественных зданий, бурные демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией, атаковали государственные учреждения, а позже, когда власти стали их арестовывать, практиковали голодные забастовки. Дойлу все это страшно не нравилось. Он неоднократно высказывался неодобрительно о поступках суфражисток – исходя из этого ему часто приписывают отрицательное отношение к суфражизму как таковому. Это не совсем верно. Отвращали его не цели, а методы. Когда интервьюер спрашивал его дочь Джин – много лет спустя после его смерти – о том, почему доктор, идеализировавший женщин, так резко отзывался о суфражистках, та ответила следующее: «Он, несомненно, полагал, что женщины – существа высшего порядка, гораздо более утонченные, нежели мужчины». По словам Джин, ее отец в принципе не был против того, чтобы женщины имели право голосовать на выборах; но, насмотревшись в период своей работы в Союзе за бракоразводную реформу на бесчисленные случаи семейного насилия, он считал, что политические разногласия между мужем и женой только увеличили бы количество такого насилия. Он также – будучи во многих отношениях идеалистом – высказал мнение, что женщина, счастливая в браке, непременно имеет влияние на своего мужа в том числе и в политических вопросах и таким образом его голос на выборах – это и ее голос. Что же касается суфражисток – его отвратила от них их склонность к насилию. Женщина должна обладать сильным характером (как его мать, вторая жена или младшая дочь), но при этом быть женственной, а не крушить ломом стекла» (М. Чертанов «Конан-Дойл»)