Бонифаций VIII

Бонифаций Восьмой (ок. 1235 — 1303) — папа римский с 24 декабря 1294 года. Последний папа, пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства духовной власти над мирской. Происходил из богатой и влиятельной семьи, учился в Болонском и Парижском университетах, выполнял различные важные дипломатические обязанности Рима во Франции, Англии, принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с королем Альфонсо Арагонским. После отречения папы римского Целестина V был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского. Однако часть духовенства законность этих выборов поставила под сомнение. В ответ по приказу Бонифация Целестин V был заключен в тюрьму, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти действия вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил им войну, отлучил от церкви, конфисковал имущество и разрушил оплот — город Палестрину.

Главной целью Бонифация было утверждение первенства церковной власти над светской. Однако в его время в Европе, а главное, во Франции начали складываться национальные государства и короли их не желали вмешательства кого бы то ни было в свои дела. Бонифаций стал главным участником и пострадавшим в конфликте с королем Франции Филиппом Четвертым. Поводом для конфликта явился налог, введенный в 1296 году королем в связи с начавшейся войной с Англией. Обложению было подвергнуто и духовенство. Бонифаций 24 февраля 1296 года в булле «Clericos laicos» объявил о том, что светская власть не имеет права облагать налогами духовенство. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны золота и серебра, что резко сократило поступления в папскую казну, поскольку Франция являлась самым крупным королевством. На это буллой «Ineffabilis amor» (20 сентября 1296 года) Бонифаций открыто заявил о верховенстве духовной власти над светской. Дело закончилось компромиссом: король Франции снял запрет на вывоз денег за пределы страны, а Бонифаций в серии булл признал обязанность духовенства платить налоги в строго определенных случаях. Возобновление конфликта спровоцировали действия папского легата Бернара Сессе, епископа Памье, посланного во Францию для разбора жалоб духовенства на короля. Легат позволил себе публично нелицеприятно отозваться о короле, что было расценено как подстрекательство. Весной 1301 года Сессе был арестован в Риме и привезен во Францию, его имущество конфисковано.

Бонифаций, не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе и возвращения ему конфискованного имущества, объявив открытую войну королю Франции во имя сохранения свобод и авторитета церкви. 5 декабря 1301 года буллой «Ausculta fili» он отменил дарованное ранее право собирать налоги с духовенства на войну и провозгласил свою власть верховной над всеми светскими и духовными властями. Из этого вытекало, что король Франции — в сфере папской юрисдикции.

В ответ собрании Генеральных Штатов 12 марта 1303 года легист Гийом де Ногаре призвал собравшихся защитить католическую церковь от недостойного папы путем созыва Вселенского собора для его смещения и выбора нового понтифика. После долгих переговоров и обмена письмами, перед лицом угрозы отлучения короля от церкви и наложения интердикта на Французское королевство новое собрание представителей трех сословий (в том числе прелаты) 13 июня 1303 года выслушало 29 пунктов обвинения папы и одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву созвать Вселенский собор. Внутри католической церкви у Бонифация тоже было достаточно противников, в том числе клан Колонна, обвинявший Бонифация в незаконном смещении и отравлении предшественника.

С целью сообщить Бонифацию о созываемом соборе Гийом де Ногаре прибыл в город Ананьи, где находился в то время папа, который к тому времени запретил французским университетам присваивать ученые степени, капитулам — выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы верности королю Франции. К несчастью папы город Ананьи в этот момент перешел в руки его противников, сторонников Колонна. В ночь с 6 на 7 сентября 1303 года, взломав ворота, воины Колона ворвались внутрь замка, где жил Бонифаций. Он встретил врагов в парадном облачении понтифика, восседая на троне. Несмотря на атрибуты священной власти, папу подвергли оскорблениям и угрозам: легенда приписывает Шиарра Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе, хранившему молчание в ответ на призывы отречься от престола. Присутствовавший при этом Ногаре, видимо, пытался уберечь Бонифация от прямого насилия, но тот обрушился на него с оскорблениями. Насилу освобожденный жителями Ананьи Бонифаций отправился в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел. Получив на почве нервного потрясения лихорадку и жар, он через месяц умер
Поражение Бонифация в столкновении с королем Франции имело последствиями так называемое Авиньонское пленение пап и нанесло серьезный удар идее о верховенстве папства.