С целью расширения барской запашки феодалы Венгрии и Трансильвании захватывали крестьянские земли. Не отставала от феодалов и церковь. Она стремилась к увеличению десятины, натуральной и денежной. Часто сбор десятины сдавала на откуп, причём преимущественное право откупа закон предоставлял дворянам. Тяжелы были повинности крестьян и по отношению к государству, в пользу которого шли регулярные и чрезвычайные денежные налоги, натуральные поборы на содержание войск. Особенно обременительными были извозная повинность, обязанность по охране и сопровождению пленных, работы по восстановлению и ремонту крепостей. Часто сбор государственных налогов производился самими феодалами. Рост крестьянских повинностей, увеличение барщины, расширение барской запашки приводили в XVI—XVII веках с одной стороны к упадку крестьянского хозяйства, с другой — крестьянским восстаниям.
В 1526 году началось восстание венгерских, молдавских, валашских и сербских крестьян под руководством Ивана Чёрного. Восстание охватило большую территорию и было подавлено только в июле 1527 года. В течение апреля и мая 1562 года в Трансильвании происходило крупное восстание секейских крестьян под руководством Дьёрдя Надя. В конце 60 — начале 70-х годов XVI века произошли ряд новых восстаний крестьян, наиболее крупные из них — на Тисской равнине и в Хорватии. Причем, среди крестьянства распространялись радикальные реформационные учения, становившиеся его идеологией. В конце 50-х годов XVI века в Трансильвании и в восточных районах Венгрии получили распространение анабаптизм и антитринитаризм (отрицание троичности бога). Именно под этими знаменами вспыхнуло в 1569 году в районе Дебрецена восстание под руководством Дьёрдя Карачоньи. В 1570 году 10-тысячная армия Карачоньи была рассеяна венгерскими феодалами и турками