Старинный порт

Старинный порт

Порто-франко — буквально свободный порт (итал. porto franco); ограниченная область государства, где выгрузка, хранение, торговля иностранными товарами не облагается пошлиной.
Налог берётся только с товаров, вывозимых с территории порто-франко в глубь страны.

Режим порто-франко имеет своё начало в эпоху великих географических открытий, хотя античный географ и историк Страбон рассказывал, что нечто подобное имелось на острове Делос видимо в третьем веке до нашей эры, когда Делос являл собой центр союза островов Эгейского моря — нейтральную территорию в окружении царств полководцев Александра Македонского, разделивших между собой его империю.

Итак,

правила порто-франко были выработаны в XVI и XVII веках, когда значительно расширилась международная торговля. Первым городом — свободной гаванью стал итальянский Ливорно, ставший важным пунктом в торговле со странами арабской части Средиземного моря (Левантом)

.

Города порто-франко

  • Ливорно (1547 год)
  • Генуя (1595)
  • Венеция (1661)
  • Альтона (1664)
  • Марсель (1669)
  • Гибралтар (1706)
  • Порт-Магон (остров Минорка) (1718)
  • Триест (1719)
  • Фиума (1719)
  • Гамбург (1727)
  • Анкона (1732)
  • Мессина (1732)
  • Феодосия (1798)
  • Бремен (1824)
  • Любек (1833)
  • Владивосток (1862)

Порто-франко в Одессе

Одесский порт

Одесский порт

«Летом 1817 года стали направлять в сторону Куяльницкого лимана большие партии арестантов и вольнонаемных рабочих для прорытия канавы вокруг Одессы от Куяльника до Сухого лимана на протяжении 24-х верст. Канава эта должна была служить чертою, внутри которой все привозимые морем иностранные товары могли быть продаваемы без взимания за них таможенных пошлин. При вывозе этих товаров за черту города для направления внутрь России или транспорта за границу они оплачивались обычным порядком, для чего были устроены особые таможенные заставы (Херсонская и Тираспольская). Множество иностранных судов стояло на рейде, зная о предстоявшем введении в Одессе нового таможенного порядка. Они ожидали сигнала, чтобы поскорее причалить к пристани и выгрузить беспошлинный товар. Наконец раздался этот сигнал — пушечный выстрел…Вся жизнь в Одессе преобразилась, все стало в ней дешево, и самые малоимущие слои населения могли себе позволить роскошь пользоваться заграничными произведениями…» (В. Катаев «Кладбище в Скулянах»)

Инициатором превращения Одессы в свободую гавань был её первый генерал-губернатор Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог Ришелье, или просто Дюк Ришелье. В 1814 он составил докладную записку на имя Александра I. Усилия Ришилье продолжил его приемник граф Ланжерон и, наконец, 10 мая 1817 года Одессе и её порту были дарованы «права и свобода торговли, присвоенные порто-франко».

Канава, вырытая арестантами, превратилась в улицу Портофранковскую, на четной стороне которой не разрешалось возводить частных домовладений (под улицей контрабандисты рыли ходы, и в общественных зданиях их легче было найти и обезвредить), на выездах из города были установлены таможенные посты, до учреждения «порт-франко» максимальный доход, полученный городской казной за год, достигал 482000 рублей, в 50-х годах — 3325000 рублей. Одесса превратилась в четвертый по значимости и величине центр Российской империи.

Порто-франко во Владивостоке

Владивосток

Владивосток

Режим порто-франко во Владивостоке существовал практически с момента основания города, 1862 года. В 1909 году он был отменен. 4 декабря 2014 года президент России В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию предложил вернуть Владивостоку статус свободного порта. Предполагается, что во Владивостоке кроме таможенных будут введены налоговые льготы для операторов порта и предоставлена возможность бестаможенного хранения грузов. Возможно, уже в 2015 году Владивосток станет свободной гаванью.