Оксфорд-стрит

Автор лозунга «клиент всегда прав» точно неизвестен. Кто-то приписывает его Гарри Гордону Селфриджу (1857—1947) — американскому бизнесмену, основателю знаменитого лондонского универмага «Селфриджес», расположенного на самой оживлённой торговой улице Вестминстера Оксфорд-стрит, кто-то — швейцарцу Сезарту Ритцу (1850—1918), чья сеть отелей «Риц» известна во всём мире, другие настаивают на личности британца Саймона Маркса (1888-1964) — владельца сети магазинов Marks & Spencer и одного из первых в Лондоне супермаркетов Marble Arch

Всегда ли прав клиент?

Слово и понятие «клиент» латинского происхождения (cliens — послушный, покровительствуемый). В Древнем Риме клиентами, которые могли быть могли быть земледельцами, пастухами, ремесленниками, называли людей, зависящих от патрона (видного римского гражданина). «Клиенты сопровождали своего патрона на Форуме, поддерживали его на выборах и служили на войне под его началом, в случае необходимости материально поддерживали его. Патрон защищал своих клиентов в суде, выкупал членов их семей, попавших в зависимость, поддерживал их минимальные жизненные потребности. Клиенты принимались в род патрона и носили его родовое имя, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона. Хоронили клиентов на фамильном кладбище. Таким образом, в Древнем Риме клиенты были хотя и не рабами, но сословием лично зависимых людей» (Википедия), что само по себе не позволяло быть «всегда правым»

Применение фразы в литературе

«Увы, такова работа. Клиент всегда прав. Положив руку на ляжку сидевшей рядом стриптизерши, Барсук пренебрежительно поинтересовался…» (Андрей Ростовский «По законам волчьей стаи»)
«И всё-таки я настаивал на другом принципе: «Клиент всегда прав!» (Александр Бовин «Пять лет среди евреев и мидовцев»)
«Юнец, пьяненький, слов Ларисы Игоревны не вполне разбирая, но полагая, что они в его пользу (клиент всегда прав), шагнул к Алле еще ближе» (Владимир Маканин «Удавшийся рассказ о любви»)
«И они обычно идут в прислуги или в продавщицы и, не смущаясь, выносят горшки или терпят надоедливость покупателей, ― есть неписанный закон: клиент всегда прав« (И. М. Дьяконов. «Книга воспоминаний»)
«Сколько заработаешь, столько и получишь. Клиент всегда прав. Бывает, правда, машина подъедет, а грузчиков нет, сама, как проститутка, мешки на себе таскаешь» (Лион Измайлов (Объезд по кривой»)

Ещё статьи

  • «Кисейная барышня»
  • «Козел отпущения»
  • «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»