«Не делай другим то, чего не желаешь себе»

Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — чего не желаешь себе, не делай другому. Это не латинская поговорка, а лишь перевод на латынь более древнего текста. У Лампридия, римского историка IV века н.э. в биографии римского императора Александра Севера (1 октября 208—19 марта 235) сказано: «Clamabat saepius quod a quibusdam sive Judaeis sive Christianis audierat et tenebat: quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — Он часто повторял то, что слышал от каких-то иудеев или христиан и хранил в памяти: чего не желаешь себе, не делай другому»

    "Слышал от каких-то иудеев...: возможно, кто-то процитировал императору Книгу Товита - сочинение времен Второго Храма, не включенное в в еврейскую Библию, но вошедшее в библейский канон римско-католической и православной церквей: "Что ненавистно тебе самому, того не делай никому" (Товит, гл. 4, 15)... или христиан": «и так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12)

    Так ли, иначе, выражение "не делай другому того, чего не желал бы себе" считается "золотым правилом нравственности", моральным законом, который есть основа (или должен быть основой) взаимоотношений между людьми любой исторической эпохи, национальности, вероисповедания, взглядов на жизнь

Латинские аналоги

  • Et quaecunque non vultis fieri vobis, aliis ne faciatis — И того, чего не желаешь с собой, не делай другим
  • Quae tibi non vis fieri ne feceris ulli — Чего не хочешь, чтобы с тобой случилось, не делай ни с кем
  • Quod tibi non vis nunquam tu fac aliis — Никогда не делай другим того, чего не хочешь сделать себе

Применение выражения в литературе

    «Это, например, относится даже ко мнимо-простому, тривиальному основоположению — quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris, т. е. чего себе не хочешь — и другому не делай» (В. С. Соловьев «Критика отвлеченных начал»)
    «quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris. Верно то, что этот принцип усвоен иудейской этикой, но вместе с тем он вошел и в христианскую этику, а главное еще задолго до христианства высказывался греками. (М. М. Покровский «Очерки по римской истории и литературе»)

Ещё статьи